Массаж для недоношенных детей: правила проведения, упражнения

Массаж для недоношенных детей: чем полезна процедура и как её правильно проводить в домашних условиях, а также каковы возможные противопоказания?

Эффективность массажа при различных заболеваниях, а также в качестве общеукрепляющего средства доказана многолетним опытом пациентов. Хорошие результаты показывает данная методика и при выхаживании недоношенных детей.

Еще недавно начинать восстановительную терапию рекомендовалось не ранее чем на 3-4 месяце жизни таких малышей.

Однако на сегодняшний день сроки значительно сократились – специалисты рекомендуют начинать массаж с 14-23 дня, в зависимости от степени доношенности ребенка. В данной статье подробно описаны особенности массажа для недоношенных детей. Также представлена инструкция по проведению массажа в домашних условиях.<\p>

Польза процедуры для малышей, родившихся раньше срока

У части недоношенных малышей в первые месяцы жизни наблюдается гипотонус мышц, вялость, слабость и пониженная двигательная активность. У другой же половины, наоборот, преобладают процессы возбуждения, наблюдается гипертонус мышц, чрезмерная двигательная активность, беспокойство и нарушения сна.

С помощью массажа можно значительно улучшить состояние недоношенных детей, что было неоднократно доказано в ходе различных экспериментов.

Детский психолог из Майями (США), профессор Тиффани Филд изучала эффективность лечебного массажа применительно к недоношенным новорожденным. По результатам исследования младенцы получавшие массаж, сравнительно с теми, кому такая процедура не проводилась:

  • быстрее набирали вес, поскольку массаж стимулирует блуждающий нерв, способствующий пищеварению;
  • имели лучшие двигательные навыки и умственное развитие;
  • выписывались из больницы в среднем на 6 дней раньше.

Частота проведения

Массаж условно можно поделить на две категории – лечебный и профилактический. Лечебный назначается врачом для устранения каких-либо патологических состояний. Проводится ограниченным курсом (обычно 10-15 дней) и только специалистом.

Профилактический общеукрепляющий массаж вполне возможно делать ребенку самостоятельно и ежедневно, однако в случае с недоношенными малышами все-таки рекомендуется предварительно проконсультироваться с педиатром и взять несколько уроков у профессионала.

Методика имеет накопительный эффект, поэтому нужно стремиться сделать процедуру обыденной для ребенка. Сеансы желательно проводить в одно и то же время – утром, после купания, или перед сном. Ребенок не должен испытывать голод, но и на полный желудок сеанс проводить нельзя. Оптимальный вариант – 40-60мин. после еды, или за полчаса до кормления.

Некоторые специалисты считают, что лучше разделять купание и массаж временным промежутком и избегать интенсивных занятий перед сном, поскольку это может привести к перевозбуждению нервной системы младенца. Однако каждый ребенок реагирует по-своему, поэтому ориентироваться следует в первую очередь на его поведение.

Необходимые условия и вспомогательные материалы

Процесс терморегуляции в организме новорожденного еще не отлажен, в особенности это касается недоношенных малышей.

Поскольку одежда во время сеанса снимается полностью, температура в комнате должна быть комфортной (23-25оС).

Во время первых сеансов части тела малыша, не подвергающиеся в данный момент массажу, рекомендуется прикрывать пеленкой, приучая тело к воздушным ваннам постепенно. Следует избегать слишком яркого освещения и громких звуков в помещении, чтобы не вызывать излишнего перевозбуждения у ребенка.

Для общеукрепляющего массажа понадобятся:

  • 2-3 плотные мягкие пеленки (во время сеанса малыш расслабляется, что зачастую приводит к непроизвольному мочеиспусканию, поэтому желательно иметь под рукой некоторый запас);
  • клеенка;
  • массажное масло или присыпка;
  • фитбольный мяч.

Опытные массажисты рекомендуют использовать легкие натуральные масла, например, виноградных косточек или миндальное. Оливковое масло, несмотря на свою натуральность, обладает слишком плотной текстурой. Следует избегать минеральных масел, которые не усваиваются детской кожей и забивают сальные протоки.

Техника проведения в домашних условиях

Проводить процедуру лучше на твердой устойчивой поверхности, например пеленальном столике. Попытка массажа на кровати или диване обернется неудобством для массажиста – недостаточная высота вынудит провести длительное время в полусогнутом положении, излишне перегружая поясничный отдел.

Рабочая поверхность застилается клеенкой, поверх которой кладется пеленка. С малыша снимают одежду, подгузник и укладывают на спинку.

  • Массаж начинают с поочередного поглаживания стоп малыша. Затем, зафиксировав одну стопу левой рукой, правой начинают разминать ее кругообразными движениями. То же самое проделывают со второй ступней.Проработав стопы ребенка, переходят к поглаживанию ног. Двигаться начинают от щиколотки вверх по наружному краю и спускаются обратно вниз по внутреннему. Такие манипуляции чередуют со сгибанием-разгибанием ножек малыша к животику («велосипед») и разведением их в стороны в полусогнутом положении. Каждое движение проделывают 6-10 раз.
  • Далее приступают к массажу рук. Зафиксировав одну из кистей ребенка, кругообразными движениями подушечки большого пальца массируют ладошку так же, как это проделывалось со стопами. После чего поглаживаниями разминают руку от запястья до плеча, поднимаясь по внешней поверхности и спускаясь внутренней.Обработав одну руку, то же самое проделывают со второй. Затем делают небольшой гимнастический комплекс – ручки малыша поочередно разводят в разные стороны, складывают на груди, имитируют махи вверх-вниз.
  • Следующий этап – массаж животика. Ладонь руки плотно кладут на живот ребенка и производят круговые движения по часовой стрелке. После 5-6 вращательных поглаживаний массажист укладывает ладони обеих рук по бокам живота ребенка и производит массажные движения к пупку (также 5-6 раз), после чего ножки малыша снова сгибают-разгибают, делая «велосипед». Затем весь комплекс проделывается сначала, в общей сложности 3-5 раз.Такой массаж облегчает продвижение каловых масс в кишечнике, помогает отхождению газов и стимулирует у ребенка аппетит.Массаж животика круговыми движениями делается только по часовой стрелке, что обусловлено строением кишечника.
  • Для продолжения комплекса ребенка укладывают спинкой вверх и приступают к массажу ягодичных мышц, чередуя поглаживающие, разминающие и пощипывающие движения руками.Затем переходят к массированию спины – правую ладонь кладут на левое плечо малыша и поглаживающим движением опускают к правой ягодице, затем левую ладонь кладут на правое плечо и опускают к левой ягодице. Действуя попеременно обеими руками, таким способом производят массаж спинных мышц малыша в течение примерно 30-40 секунд.
  • Прежде чем переходить к заключительному этапу следует дать ребенку немного отдохнуть – привлечь внимание игрушкой, перевернуть с одного бочка на другой и обратно, подержать немного на руках.
  • Фитбольный мяч накрывают простынкой, после чего укладывают малыша животом на его поверхность, плотно фиксируя рукой в районе поясницы и придерживая за плечи. Мяч начинают покачивать вперед-назад или по кругу в течение 40-60 секунд.
  • Заканчивают комплекс псевдоходьбой – ребенка плотно берут подмышки и ставят ступнями на ровную поверхность, давая возможность отталкиваться и делать шаги.

Начинать следует с 5-7 минут в день, постепенно увеличивая общую продолжительность до 10-20 минут, в зависимости от самочувствия и настроения малыша. Если ребенок капризничает, лучше сократить программу до минимума, чтобы избежать формирования реакции неприятия.

Меры предосторожности и противопоказания

Исследователи штата Мичиган изучили эффективность массажа на примере 120 недоношенных младенцев в отделении интенсивной терапии.

Одна группа получала терапевтический массаж 5 дней в неделю в течение 4-х недель или до момента выписки.

У новорожденных данной группы, по сравнению с контрольной, был обнаружен более высокий уровень цитотоксичности нормальных киллерных клеток (НК), естественным образом защищающих младенцев от болезней.

Исследователи предполагают, что массажная терапия компенсирует стресс, уменьшающий действие НК-клеток.

Результаты данного исследования, наряду со многими другими, демонстрируют несомненную пользу массажа для недоношенных детей.

Однако проводится он должен только после консультации врача, который на очном осмотре оценит состояние малыша, учтет возможные противопоказания и определит актуальные направления.

Категорически запрещается растирать области, где находятся лимфатические узлы, делать массажные движения вдоль позвоночного столба, массировать половые органы ребенка.

Хотя массаж крайне рекомендован для недоношенных детей, имеются ограничения к его применению. Абсолютными противопоказаниями к массажу являются:

  • повышение температуры тела;
  • любые заболевания в острой фазе;
  • болезни крови;
  • заболевания лимфосистемы, мышц и костей;
  • грыжи с явным выпадением и склонностью к ущемлению;
  • остеомиелит;
  • рахит;
  • кровотечения;
  • рвота;
  • сыпь, гнойничковые поражения кожи;
  • травмированные кожные покровы;
  • серьезные расстройства нервной системы.

Лечебный массаж назначается только по указанию врача и должен проводиться специалистом.

Большинство медицинских исследований свидетельствует о высокой эффективности применения массажа для улучшения работы внутренних органов и нормализации мышечного тонуса у недоношенных детей.

С его помощью у таких малышей улучшается обмен веществ и работа пищеварительного тракта, стимулируется крово- и лимфообращение, адаптируется сердечно-сосудистая система, снижается уровень стресса и повышается сопротивляемость организма внешним факторам.

Источник: https://puziko.online/novorozhdennye/nedonoshennye/polza-massazha.html

Массаж для недоношенных детей в домашних условиях

Главная » В домашних условиях » Массаж для недоношенных детей в домашних условиях

Массаж для недоношенных детей позволяет младенцу развиваться наравне со сверстниками. Развитие плода в утробе матери происходит в течение 40 недель.

Нормальным считается, если роды происходят на 2 недели раньше или позже. Но бывают ситуации, когда малыш появляется на свет значительно раньше положенного срока.

Такие дети называются недоношенными и им нужно уделять особое внимание, так как их организм слаб и подвержен болезням.

Правила проведения массажа

Многие мамочки могут легко овладеть техникой массажа для своего чада. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила.

  • Занятие массажем должно происходить за полчаса до еды младенца или через час после кормления. Желательно, чтобы время проведения занятий было одно и то же каждый день.
  • Во время массажа организм ребенка активизируется, поэтому не рекомендуется выполнять упражнения перед сном.
  • Помещение для занятий должно хорошо проветриваться, комфортным для нахождения
  • Максимум для начальных занятий – пять минут. Но повторять их в течение дня необходимо от 2 до 5 раз.
  • Помните, что недоношенные малыши больше подвержены болезням, поэтому нужно частично раздевать малыша. Массируя ножки, оставьте его одетым в распашонку. При массаже тела и ручек, прикройте ножки пеленочкой.
  • Контактируйте с малышом на протяжении всего занятия. Сопровождайте упражнения песенкой или ласковой речью. Можете рассказать малышу, какие упражнения вы сейчас делаете.
  • Между упражнениями проводите занятия для дыхания, делайте перерывы.
  • Во время процедур наблюдайте за состоянием малыша, теплые ручки и ножки, хорошее настроение – признак, что чадо довольно. Если ребенку что-либо не нравится, приостановите упражнения.
  • При первых занятиях следует лучше обратиться к видео специалистов. На сегодняшний день в сети выложено множество профессиональных уроков для недоношенных детей.

Комплексы массажных упражнений

Первый месяц после рождения требует только поглаживаний. Даже такие действия оказывают благоприятное воздействие, улучшают состояние малыша, его мышечный тонус. Со второго месяца жизни комплекс упражнений становится более расширенным.

1-2 месяца

  1. Ребеночек лежит на спинке. Совершают легкие давящие движения на грудь и бока, исключая область грудины.
  2. Малыш лежит животиком к взрослому. В кулак помещают большой палец младенца. Не занятой рукой выполняют легкие поглаживающие движения ручки снизу вверх.

  3. Пальцем, заключенным в кулачок, совершают лёгкое надавливание на ладонь малыша.
  4. Повторяют комплекс для второй ручки.
  5. Массаж ножек. Обходя область коленной чашечки поглаживающими движениями массируют всю область ножек в движении от пятки к попке.
  6. Разгибание стопочек.

    По наружному краю выполняют движения от пятки к пальцам.

  7. Массаж живота. Круговые поглаживания справа налево, исключая область печени.
  8. Навыки врожденного умения ходить. Ребенка ставят на стопы, держа его за туловище, немного наклоняют вперед, побуждая идти.
  9. Ребеночка кладут попкой вверх.

    Совершают легкие поглаживающие движения от ягод в голове и обратно.

Провести упражнения для развития сосредоточенности взгляда и слуха. Для этого отодвинуть на 30 см от младенца яркую вещь, перемещая ее в разные стороны. Не быстро, чтобы малыш мог наблюдать за игрушкой. Упражнения для развития легких.

При положении верх животиком развести руки младенца в стороны и соединить на груди.

3-4 месяца

  1. Упражнения знакомого ранее комплекса.
  2. Добавляют повороты на бочок. Для этого обхватывают рукой внизу ножки ребенка, второй рукой держат его за кулачок. Выполняют легкий поворот таза, за чем следует самопроизвольный поворот головы и плеч малыша до положения на животике.
  3. Кольцевое растирание.

    Одной рукой держат ладонь малыша, пальцами свободной руки делают кольцевые растирания от пальцев к туловищу.

  4. Когда ребеночек лежит на животе выполняют поглаживание спинных и ягодичных мышц. Потом делают пощипыванием, которое завершается поглаживанием.
  5. Массаж подошв ноги.

    Рукой держим стопу ребенка, большим пальцем производятся поступательные нажатия на верх подошвы.

  6. Упражнения на развитие рефлекса ползания.  Ребенок лежит попкой верх. Приподнимают туловище на высоту 5—10 см, при этом полусогнутые ноги младенца отталкиваются от ладоней взрослого.

  7. Отталкивание от ладоней взрослого в положении животиком вверх.
  8. Держа ребенка лежа на животе на весу, он должен отклонить головку назад.

4-5 месяцев

Повторяем предыдущий комплекс. Активно используются упражнения для поворота на бок и занятия для активизации рефлексов. Хорошо проводить растирание всех мышц рук и ног младенца.

Источник: http://magisso.ru/v-domashnih-usloviyah/massazh-dlya-nedonoshennyh-detej-v-domashnih-usloviyah.html

Массаж для недоношенных детей

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие.

У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д. У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата.

Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно). Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание. 1,5-2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой. 4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки. 5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию. 7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять.

Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину. 9-10 месяцев — вставание к барьеру. 11 месяцев — переступание вдоль барьера. 12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше. На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время. Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз.

Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут. Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С. Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа. Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры. На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений. Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке.

Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами. Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка.

С 3-4-месячного возраста его надо приучать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка.

Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

Источник: «Большая энциклопедия массажа»

Источник: http://detskaya.com.ua/massazh_dlya_nedonoshennyh_detej/

Детский лечебный массаж, Массаж для недоношенных детей

Массаж очень полезен недоношенным малышам, неспокойным, детям с физическими недостатками или отстающим в развитии от сверстников, он помогает смягчить негативные последствия таких ранних переживаний, как разлука с мамой, болезненные медицинские манипуляции и процедуры.

Из этой статьи вы узнаете, как проводится детский лечебный массаж, а также о том, какой показан массаж для недоношенных детей.

Как уже отмечалось, массаж успокаивает и ребенка, и взрослого, поэтому мы считаем неоправданным применение лекарственных препаратов для того, чтобы утихомирить неспокойного, раздражительного или страдающего от колик малыша.

Лечебный массаж слепому или глухому ребенок

Таким детям массаж помогает почувствовать свое тело и осознать себя как личность.

Весной 1979 года Сандра Вайсе исследовала воздействие тактильного контакта и пришла к следующим выводам.

Самооценка человека напрямую зависит от количества тактильных контактов. Доказано, что частые тактильные контакты положительно влияют на восприятие человеком самого себя, а также на установление отношений с окружающими, позитивную оценку собственного тела и уверенность в своей привлекательности.

Элизабет Пэненгайрз, заведующая физиотерапевтическим отделением детской больницы имени принцессы Маргарет (город Перт на западе Австралии), неоднократно сталкивалась с позитивным влиянием массажа на маленьких пациентов. К примеру, состояние слепого и глухого мальчика улучшалось после сеансов массажа, а двухлетний ребенок, перенесший менингит, по завершении специального курса массажа более не нуждался в постельном режиме.

Элизабет наблюдала, как массаж лица и ног способствовал улучшению состояния полуторагодовалого малыша, у которого после перенесенного менингита были парализованы верхние и нижние конечности. Она решила приступить к массированию новых участков тела, как только состояние мальчика это позволит.

Массаж тазобедренного сустава ребенку

Курсы детского лечебного массажа посещают мамы с малышами, у которых обнаружены врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренных суставов и другие патологии опорно-двигательного аппарата. Уже через несколько дней после рождения таким детям надевают стремена Павлика и снимают их только для того, чтобы поменять на новые стремена или разводящие шины (на втором году жизни).

Курс лечения ребенка длится от шести до девяти месяцев. Все это время ребенка нельзя купать, можно только обмывать лицо, руки, ноги и наружные половые органы.

Детский массаж приемному ребенку

Массаж особенно важен в налаживании связи и взаимопонимания между посторонними людьми, каковыми являются приемные дети и их новые родители. Ведь приемными родителями становятся буквально в одночасье, не пройдя таких важных периодов, как ожидание ребенка и роды. В таких случаях массаж поможет войти в новую роль и обрести уверенность в себе.

Лечебный массаж легковозбудимым детям

Бывает, что малыши не любят, чтобы к ним прикасались. Вот что рассказала мне одна мама:

«Дочурка была невероятно возбудимой, она не позволяла брать себя на руки никому, кроме меня, даже папе.

Стоило нам оказаться в многолюдном месте, как малышка пугалась, поэтому я всегда была рядом и редко выходила с ней на улицу. Я массировала ее каждый день.

Сейчас ей десять месяцев, это совершенно здоровый ребенок, возбудимость исчезла. Нам помог только массаж, я не давала девочке никаких лекарств».

Мать ежедневно проводила массаж дочке на протяжении полугода, постепенно увеличивая продолжительность сеансов (до двадцати минут). Снова увидев девочку в девятимесячном возрасте, я заметила разительные перемены. Это был спокойный и радостный ребенок, который без проблем шел на руки к другим людям.

Лечебный массаж вялым, апатичным детям

Чтобы расшевелить таких малышей, нужно приложить немалые усилия. Поэтому им необходим энергичный массаж. Помогут щекочущие движения и достаточно сильные сжимания.

Другие случаи, в которых поможет массаж:

Срочное или трудное отлучение от груди

Если отлучение от груди затруднительно, можно помассировать малыша, а потом предложить ему бутылочку.

Столкнувшись с трудностями при отлучении от груди своего девятимесячного ребенка, одна моя пациентка (она начала массировать младенца, когда тому исполнилось всего несколько месяцев) сделала так: когда приходило время вечернего кормления, она массировала малышу спину и ступни, а если он просил, то гладила его по голове, рукам, ногам. После этого он брал бутылочку спокойно, без слез. По истечении месяца вечернее кормление (в 19:00) перед сном проходило без проблем.

Массаж при грудном вскармливании

Массаж способствует проявлению поискового рефлекса у новорожденных. Этот рефлекс заложен от рождения и проявляется в том, что малыш открывает рот и двигает губами и языком в поисках материнской груди.

Нежные поглаживания по щеке в направлении рта и подбородка заставят ребенка повернуть голову и открыть рот. В этот момент нужно вложить малышу в рот сосок.

Далее включатся сосательный и глотательный рефлексы, кормление наладится.

Массаж ребенку когда режутся зубы

Если ребенка массировали с раннего возраста, массаж поможет пережить трудный период прорезывания зубов.

Поглаживайте малыша по голове в направлении от макушки ко лбу, ушам и затылку. Затем проведите пальцами от мочки уха вниз к основанию шеи, после этого – от центра подбородка к ушам. Чтобы уменьшить боль, можно также массировать десны, ноги, руки или спину – в зависимости от того, что больше нравится ребенку.

Массаж новорожденному при запоре

При запоре поможет массаж живота. Поглаживайте живот по часовой стрелке, это нормализует пищеварение и способствует опорожнению кишечника.

Массаж для улучшения координации движений

Во время массажа прикоснитесь ногой ребенка к его руке или другой ноге, проведите ступней одной ноги по другой. Таким образом малыш сможет почувствовать части своего тела, их величину и форму. Регулярные сеансы массажа и игры без одежды способствуют гармоничному развитию, улучшают координацию движений.

Массаж при родовых травмах

Ева Райх рассказывает о биоэнергетическом массаже для новорожденных, который помогает активизировать энергетические потоки и направить их в нужное русло.

Кен Меллор делится опытом выхаживания своей дочки, родившейся с обвитием пуповиной.

Жаки Шавель говорит о том, как помочь беспокойным, легковозбудимым детям (поскольку плач и раздражительность в большинстве случаев являются результатом пережитой родовой травмы).

Каким должен быть массаж для недоношенных детей?

Если малыша не массировали в родильном доме, следует начинать это как можно раньше по возвращении домой. Таким детям очень важно осознать, что прикосновения бывают не только неприятными, как во время медицинских процедур.

Известно, что нервная система недоношенных малышей развита достаточно хорошо, это позволяет им взаимодействовать с окружающим миром посредством прикосновений, зрения, слуха, обоняния и вкусовых ощущений. Большинство таких ощущений неприятно или болезненно, так как недоношенные дети проходят множество медицинских процедур: им вводят лекарственные препараты, подключают к датчикам и так далее.

В настоящее время массаж для недоношенных детей пропагандируется все шире.

Чаще всего массаж рекомендуется беспокойным, очень чувствительным малышам или детям с особенностями развития.

Как делать массаж недоношенному ребенку?

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие.

У некоторых детей в возрасте 2-3 месяца начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и пр.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние (дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.).

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка разработана с учетом физиологических особенностей таких малышей.

В первую очередь это несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные возможности на фоне меняющихся условий внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитость нервно-мышечного аппарата.

Методика массажа включает в себя приемы классического точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

С какого возраста делать массаж недоношенным детям?

  • ребенку 1 месяц – щадящий массаж (поглаживание);
  • 1,5-2 месяца – массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков;
  • 3-4 месяца – заставлять малыша поворачиваться на бок (сначала на один, потом на другой);
  • 4-5 месяцев – приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки;
  • 5-6 месяцев – побуждать малыша к активному ползанию;
  • 7-8 месяцев – побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять (упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину);
  • 9-10 месяцев – вставание к барьеру;
  • 11 месяцев – переступание вдоль барьера;
  • 12-13 месяцев – обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г – на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его ровесники, родившиеся в срок. Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела.

Так, прежде чем выполнять гимнастические движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Массаж помогает матерям (особенно тем, у которых первый ребенок) преодолеть страх перед новорожденным, научиться брать его на руки, ухаживать за ним, не боясь повредить «хрупкое» создание. Сначала мамы наблюдают за тем, как массируют малыша, а затем повторяют движения, следуя рекомендациям специалистов.

Источник: http://moj-doktor.ru/massazh/detskij-lechebnyj-massazh-massazh-dlya-nedonoshennyx-detej

Массаж недоношенному ребёнку

  • Пациент: В.
  • Пол: женский.
  • Возраст: 4 месяца.
  • Диагноз, жалобы: недоношенность, ребёнок родился на 5 месяце вынашивания, дисплазия легочной ткани, быстрая утомляемость.

Первый курс массажа проводится в возрасте 4-месяцев от рождения, ребёнок слабый, сложности с дыханием из-за сильно сниженной емкости легких, отдышка, быстро устаёт. Физиологический гипертонус. Плохо держит голову.

Основные задачи курса: снизить гипертонус, укрепить мышцы шеи и организм в общем.

Начинали сеансы массажа с 15 минут с добавлением по несколько минут к процедуре с каждым последующим сеансом. Ребенок переносил массаж удовлетворительно, иногда мог заплакать, но не на долго. Делали массаж и гимнастику по возможностям организма. Всего за первый курс сделали 10 процедур примерно по 4-5 сеансов в неделю.

Упражнения: из активной гимнастики перевороты.

Пассивная — бокс ручками, сгибания, разгибания, вращение конечностями в крупных суставах, плавательные движения лежа на животе.

Рефлекторная — ползание на животе (Бауэра), лицо ребёнка в маминой ладони, т.к. малыш неуверенно держит голову.

Результаты по окончании курса массажа

Ребёнок физически окреп, стал более выносливым, о чём свидетельствует способность переносить более длительную процедуру до 40 минут. Движения в конечностях стали менее скованными, хотя тонус ещё присутствует, просто он снизился. Мышцы шеи окрепли, девочка стала лёжа на животе выше поднимать голову, и дольше удерживать её в таком положении.

Рекомендации: Повторить массаж с гимнастикой до года 2-3 раза.

Второй курс делал другой массажист.

Третий курс, ребёнку год.

Ребёнок уже ползает, встает у опоры, сама не садится и не сидит, хорошо присаживается из положения лёжа на спине, держась и подтягиваясь за руки взрослого. Есть напряжение латеральной группы мышц голени, пронирует стопы. Немного напряжены сгибатели голени.

Задачи на третий курс массажа: Укрепить мышцы туловища, боковые и спину. Тренировка вестибулярного аппарата, для лучшего равновесия. Расслабить пронаторы стоп, и сгибатели голени. Научить садиться и сидеть.

Процедура: состоит из массажа и гимнастики, длительность 45-50 минут. Ребёнок переносит процедуру хорошо, гулит, улыбается.

Упражнения:

Для укрепления мышечного корсета — наклоны, балансирование, подтягивание за две и одну ручку.

Для ножек и спины — вставание с коленочек через одну ногу, приседания.

Чтобы ребенок не вставал на носок при ходьбе — ходьба вприсядку.

Пассивные: для расслабления — растяжки мышц бедра (задней поверхности), латеральных мышц голени, чередование с вибрацией.

Упражнение, чтобы ребёнок научился садиться — присаживания, из положения стоя на четвереньках, поджимая поочередно правую или левую ногу, в зависимости, на какую ягодицу присаживается малыш, опора руками на стол. Присаживаемся, подтягиваясь за ручки.

Упражнение, чтобы ребёнок научился сидеть — балансируем сидя.

Результаты массажа ребёнку с недоношенностью после 10-й процедуры

  • спина окрепла, массируем руки сидя, ребёнку значительно легче сидеть, если в начале курса малышка с трудом и недолго сидела с поддержкой болтаясь во все стороны (до 1 минуты), то на 10 процедуре массаж ручек делаем полностью сидя, она играет свободной ручкой и не сосредотачивается на поддержании позы.
  • при выполнении упражнений сама поднимает туловище при наклонах.
  • ребёнок впервые сам сел после восьмой процедуры.
  • при ходьбе с поддержкой уже не стремиться встать на носок, пронация стопы заметно уменьшилась, ещё работаем над этим.

14-я процедура: последняя в этом курсе.

Ребёнок встаёт у опоры, сама садится, но неохотно, и редко. Пронаторы стопы расслаблены.

Массаж недоношенному ребёнку отзыв:

  • Автор отзыва: Наталья
  • Массажист: Алексей Владимирович Матросов
  • Возраст детей: 1 год и 4 года.
  • Метро: Тропарёво, улица Островитянова.

Отзыв:
Спасибо большое Алексею за проведённый массаж для моих детей. Внимательное отношение, настойчивость при выполнении упражнений, уникальные методы детского массажа, очень важные. Варвара, глубоко недоношенная девочка, через несколько сеансов уверенней встала, держась за диван.

Для нас это достижение. Спасибо большое, рекомендуем Вас с большим удовольствием.

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Источник: http://happybabymassage.ru/massazh-nedonoshennomu-rebyonku/

Массаж для недоношенных детей

Недавно, один знакомый доктор сказал, что воспитание особого ребёнка самая главная работа в жизни мамы, а награда за это здоровье и счастье ребёнка. С этим сложно не согласиться. За первый год жизни мамы со своими особыми детишками не раз посещают кабинеты массажистов, физиотерапевтов и инструкторов по ЛФК.

После подобных занятий у детишек наблюдаются скачки в развитии и к году очень часто недоношенные детки ничем не отличаются от обычных. Ну, если только немного меньше в росте и весе.

Профессиональный массаж, конечно, заменить чем-то очень сложно, да и не нужно. Но в перерывах между курсами мамы могут сами заниматься co своими детками. Такие занятия точно не принесут вреда. При правильном проведении он также будет способствовать развитию малыша.

Прежде чем приступать к массажу, нужно соблюдать следующие правила.

Во-первых, не стоит проводить массаж малышу вес, которого меньше 2500 кг. Лучше всего начинать делать массаж по достижению малышом трёхкилограммового значения. У ребёнка не должны наблюдаться перебои в дыхании или сердцебиении. Со стороны окулиста нет запретов.

Во-вторых, стоит учитывать, что кожа малыша очень сухая и ее легко повредить. Поэтому на руках у родителей не должно быть колец, ногти, коротко подстрижены и подпилены. Если имеются травмы (порезы, царапины), то от проведения массажа лучше отказаться, так как это может инфицировать ребёнка. Необходимо применять массажное масло.

В-третьих, родители во время массажа должны быть в хорошем расположении духа, а не делать его «между делом». Нежные прикосновения рук родителей, сопровождаемые улыбкой и нежной речью, доставят ребёнку эмоциональное удовольствие, усиливают психологическую связь между ним и взрослым. Что намного важнее физического эффекта, который произведёт массаж родителей.

Методика проведения массажа недоношенным должна учитывать его физиологических особенностей. Она зачастую включает приёмы классического массажа и гимнастику.

Начинать массаж и гимнастику нужно за 30 минут до кормления и не менее чем через 45 минут после него. Лучше всего делать его в первой половине дня. Перед сном делать нельзя.

Занятия с ребёнком нужно делать 2-4 раза в день и не более 5 минут. Если ребёнок термомобилен, то его не следует раздевать. Начинать занятия нужно с тренировки врождённых рефлексов. После нужно переходить на ножки, ручки, спинку и ягодицы. Занятия завершаются массажем груди и живота.

Все массажные движения должны проводится по направлению движения крови в сосудах. Так для ножек движения направляются от пяточки к бедру, на ручках – от кисти к плечу. Спинку массируют снизу вверх. Движения на ягодицах и груди проводятся в Х-образном направлении.

Животик массируются строго по часовой стрелке.

Массаж лучше начинать с поглаживания, потом можно вводить более энергичные, например, растирания, лёгкие ударные приёмы, разминание.

Гимнастика не менее важна и часто выполняется вместе с массажем, закрепляя его эффект. Гимнастика важны для роста и развития ребёнка, в результате таких тренировок изменяются практически все жизненно важные системы: мышцы, кости, сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Гимнастические движения не должны быть резкими, так как это может вызвать боль. Не нужно пытаться насильно разогнуть ручки или ножки младенца, они могут находиться в состоянии тонуса. Упорство родителей может привести к травме, вплоть до разрыва мышц и сухожилий.

Рекомендуется использовать вибрацию во время гимнастики, такие как потряхивание или пульсирующие движения, и малыш сам разогнёт ручки и ножки.

Занятия с ребёнком в зависимости от возраста  должны быть направленны на развитие способности поворачиваться на бок, тянуться за игрушками, побуждать к ползанию и сидению. В дальнейшем занятия формируют у детей навыки стоять и ходить.

После массажа у детей нередко пробуждается аппетит и тянет в сон. Одежда для кормящих мам в Хабаровске позволит быстро удовлетворить первое желание малыша подкрепиться. Тут же у груди малыши быстро и засыпают. Маме потом очень удобно можно одной рукой одеться и отнести малыша в кроватку.

Источник: http://nas2.net/massazh-dlya-nedonoshennyh-detej.html

Книга Детский массаж. Поэтапное руководство. Содержание – Глава 7 Гимнастика и массаж для недоношенных детей

Его проводят, строго следуя описанным ниже рекомендациям:

– поглаживание всей спины (2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев;

– пиление по ягодицам и спине;

– поглаживание (2–3 раза);

– разминание длинных мышц спины (можно использовать щипцеобразное разминание);

– поочередное разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);

– поглаживание (2–3 раза);

– пощипывание или поколачивание ягодиц.

Вложите в руки ребенка кольца, разведите их в стороны и поднимите вверх к голове на уровень ушей (см. комплекс 4, упражнение 11). Малыш сначала должен поднять голову, затем встать на колени и, согнув одну руку для упора, встать в полный рост.

Он выполняется следующим образом:

– поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота – по 2–3 раза);

– растирание кончиками пальцев;

– пощипывания вокруг пупка;

– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите в руки игрушку или палочку и держите ее на высоте, до которой малыш должен будет поднять ноги. Предложите ему достать до игрушки поднятыми ногами.

Сначала движения ребенка будут несовершенными: стопа распластана, ноги согнуты в коленях, живот не втянут. В этом случае нужно прикоснуться игрушкой к ступням малыша, побуждая его удержать ее пальцами ног и «дотянуть» таким образом ноги до положения, перпендикулярного туловищу.

Это активное упражнение нужно повторить 3–4 раза в медленном темпе.

Исходное положение: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите к себе его спину: левой ладонью придержите его колени, предупреждая их сгибание, а ладонь правой поместите на живот, чтобы поддержать туловище в нужном положении.

На пол или невысокий стульчик положите его любимую игрушку и попросите ее достать. При этом нужно побуждать малыша наклониться за предметом, не присаживаясь, после чего взять его и выпрямиться. Это упражнение – активная тренировка мышц спины.

Если ребенок хорошо стоит без опоры, его нужно повторить 2–3 раза.

В том случае, если малыш прочно стоит без опоры, можно взять его за руки и попросить присесть на корточки, после чего встать. Колени при этом должны быть разведены в стороны. Упражнение можно проводить на столе или полу. В тот момент, когда ребенок встанет, поднимите его руки вверх и попросите приподняться на носки. Количество повторов – 4–6.

Сначала следует 2–3 раза выполнить поглаживание верхней половины груди, а затем столько же раз – между ребрами.

С поддержкой за руку ребенок уже присаживается очень легко. После того как малышу исполнится 10 месяцев, это

упражнение нужно выполнять самостоятельно. Для этого руками фиксируйте колени ребенка, не давая им согнуться, и попросите его сесть и взять игрушку.

Если ребенок делает это свободно, упражнение выполните 1 раз. Если малыш садится, опираясь на локоть, попросите его повторить движение, опираясь на другую руку.

Исходное положение: ребенок сидит лицом к вам. Это упражнение вам хорошо знакомо из предыдущих комплексов, его нужно выполнять с игрушками, ритмично считая вслух и соблюдая медленный темп. После того как вы выполните движение вместе, попросите ребенка повторить упражнение самостоятельно.

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Возьмите их в правую руку, а левой поддерживайте его под живот так, чтобы в горизонтальном положении малыш опирался на руки. Предварительно положите впереди игрушку и попросите ребенка приблизиться к ней, переставляя руки.

Упражнение повторите 2–3 раза. Во время движений тренируются не только мышцы рук, но и мускулатура всего тела.

Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его ноги опирались на ваши ступни. Поддерживая малыша под мышки или за плечи, предложите ему походить вместе и пройдите таким образом небольшое расстояние.

Если ваш малыш передвигается на четвереньках, можно усложнить ему задачу, поставив на его пути препятствия – стул, невысокий стол и пр. Для того чтобы ребенок преодолел все «барьеры», его нужно заинтересовать игрушкой. Кроме того, поощряйте попытки малыша забираться на кресло, диван и спускаться с них, перелезая через подушки или подлокотники.

Обучать лазанию и ходьбе лучше вне занятий, в удобное для вас и ребенка время, так как для малыша это увлекательная и веселая игра. Вам тоже следует принять в ней участие и активно придумывать для ребенка новые задания.

Ваш ребенок родился, но ваше счастье омрачено тем, что он появился на свет раньше срока. Однако повода для серьезных огорчений нет: при должном уходе и выполнении всех рекомендаций педиатра ваш малыш все равно вырастет здоровым. Терпение, уверенность в собственных силах и хорошее настроение помогут преодолеть все трудности, вставшие на пути вашего ребенка.

На первом году очень важно пристально следить за физическим развитием недоношенного малыша. Ведь его рост не превышает 45 см, а масса тела – 2500 г.

Дети с высокой степенью недоношенности имеют рост менее 35 см, а масса их тела колеблется от 900 до 1000 г. Однако после рождения состояние недоношенного ребенка, как правило, удовлетворительное.

Ему требуется только специальный уход (выхаживание), так как его внутриутробное развитие еще не завершилось.

Чтобы избежать необоснованных опасений, нужно знать, что дети, родившиеся раньше срока, в физическом и психическом развитии достигают уровня доношенных сверстников лишь через определенное время. При этом огромное значение имеют степень зрелости ребенка и состояние его здоровья. Медики выделяют следующие группы детей по степени зрелости:

– I степень (масса тела 2001–2300 г);

– II степень (масса тела 1501–2000 г);

– III степень (масса тела 1000–1500 г);

– IV степень (масса тела менее 1000 г).

В физическом и психическом отношении недоношенные дети достигают уровня доношенных в течение 1–3 лет.

Таким образом, чем меньше вес ребенка при рождении, тем выше степень его недоношенности и тем более длительный срок ему понадобится для того, чтобы «догнать» своих доношенных сверстников по уровню развития.

Однако такой ребенок очень быстро прибавляет в весе по сравнению с малышами, рожденными в срок, а чем выше степень недоношенности ребенка, тем интенсивнее происходит его рост в течение первого года жизни.

Несмотря на быстрое прибавление в весе недоношенный ребенок к концу первого года жизни может иметь массу тела меньшую, чем его доношенные сверстники.

Нормального уровня своего физического развития такие дети достигают только к 2–3 годам, поэтому не нужно ждать, что недоношенный малыш будет сразу же походить на рожденного в срок ребенка.

Следует знать, что задержка психомоторного развития малыша с недоношенностью I степени носит временный характер, поэтому специалисты считают таких детей практически здоровыми.

Из этих соображений для них разработана серия комплексов упражнений и массажа, приведенных ниже.

Они отличаются от серий упражнений для доношенных детей более щадящим режимом повышения нагрузок, причем как в каждом комплексе в отдельности, так и во всей серии.

И если для доношенных детей рекомендуется всего 5 комплексов, то для недоношенных детей – целых 9. Это дает возможность родителям подобрать для своего ребенка наиболее подходящий вариант.

14

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/meditsina/book/detskiy-massaj-poetapnoe-rukovodstvo/content/2579792-glava-7-gimnastika-i-massaj-dlya-nedonoshennyih-detey/

Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка, особенно рожденного преждевременно.

От того, как он сумеет приспосо­ биться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как спра­ вится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гар­ мония последующего его развития.

Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенци­ альными возможностями к восстановлению поврежденных или задер­ жанных в своем развитии функций органов и систем.

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, не­ зрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся услови­ ях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуля­ ции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выра­ женные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирус­ ным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разрабо­ тана с учетом их физиологических особенностей, а также данных совре­ менной науки о нормализации важнейших функций организма вслед­ ствие оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.

Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка.

Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, поворо­ ты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).

Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует на­ чинать рано — с 2-3- недельного возраста. Подход к выбору характера упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, береж­ ным, с учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.

Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые про­ водят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.

Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гим­ настику; 3) приемы классического и точечного массажа. Эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (по­ очередно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий.

Лечение положением— это приемы, способствующие правильномуположению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различны­ ми укладками и упражнениями.

В лечебную гимнастикувходят упражнения, основанные на безус­ловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.

Классический массажвыполняется посредством следующих приемов —поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.

Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

Т о ч е ч н ы й м а с с а ж осуществляется одновременным надавлива­ нием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексоген­ ные зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мыш­ цах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц.

При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод.

Мед­ ленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастаю­ щим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослабле­ нием воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.

Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режим­ ных моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4—6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие.

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветрен­ ной, температура воздуха в ней 20-24° С.

В теплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-ме­ сячного возраста — на свежем воздухе.

Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень важно, чтобы не переутомлять ребенка.

Признаки утомленияпри занятиях гимнастикой и массажем: недо­вольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им уп­ ражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность).

При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечеб­ ной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям. Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их по­ массировать.

В середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины.

Перед упражнениями в положении лежа на спине проделыва ется массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажно­ го приема 0,5-1-2 минуты.

Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует об­ нажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой.

Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами.

Лишь когда ребенок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с про­ цедурой закаливания воздухом.

Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и по­ вторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движе­ ний, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отды­ ха, дыхательными упражнениями.

Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исклю­ чить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке.

При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки.

С 3-4 ме­ сяцев жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по сло-

ву взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигатель­ ных умений.

Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца.

Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, значение.

Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом на­ зываемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов.

Чтобы заинтересовать ребенка, при проведении гимнастики надо ис­ пользовать игрушки. Например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребенку необходимо выполнить определенные движения. Игрушки долж­ ны быть разных цветов, формы, звучания.

Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его воз­ можности усвоить упражнения комплекса.

Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребенка, явля­ ется его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, 1-уление, розовая окраска кожи, теплые конечности).

Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической на­ грузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комп­ лекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражне­ ния предыдущего комплекса упражнениями нового.

Т а б л и ц а 2

Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики

Снижение нагрузки Повышение нагрузки
Продление курса занятий по одному и Более быстрый переход к новым упражне­
тому же комплексу, например, не 3 недели, ниям и к новому комплексу лечебной
а 1—1,5 месяца гимнастики
Уменьшение времени однократно проводи­ Увеличение продолжительности однократ­
мого занятия, например, не 15-20 минут, но проводимого занятия за счет увеличения
а 10-15 минут, за счет уменьшения числа
числа повторений каждого упражнения и
повторений каждого упражнения и прие­
приемов массажа в комплексе
мов массажа в комплексе
Снижение нагрузки Повышение на1рузки
Снижение темпа и амплитуды движений. Ускорение темна и увеличение амплитуды
движений. Занятия проводить в среднем
Занятия проводить в медленном и среднем
темпе, а некоторые упражнения — и
темпе в быстром
Чаще включать паузы отдыха и дыхатель­ Реже включать паузы отдыха, давать ды­
хательные упражнения не только стати­
ные упражнения. Последние делать без
ческие, но и с движением рук и ног ре­
движения рук и ног ребенка (так называе­
бенка (так называемые динамические
мые статические упражнения)
упражнения)
Разбить основной комплекс, проводя его Дополнительно к основному комплексу
повторять некоторые упражнения и прие­
в течение дня в 2-3 приема
мы массажа 3 5 раз в день по 5-8 минут
Исходное положение лежа. Когда ребе­
нок овладеет навыками движений в гори
Исходное положение во время занятий — зонталышм положении (повороты туло­
вища, ползание, самостоятельное приса-
лежа
живание и вставание), некоторые упраж­
нения давать в положении сидя*, а к 1
году — стоя
Тон обращения к ребенку при проведении Наряду с обычным тоном обращения
занятий негромкий, неторопливый,
допустим более оживленный
спокойный

* Упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребенка в этом положении спина не круглая, а прямая.

При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несо­ вершенство дыхательной системы, обмена веществ, придается особо важное значение дыхательным упражнениям.

Занятия необходимо на- ' чинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некото­ рые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня.

Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению общего состояния ребенка.

При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоно­ шенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая. В связи с этим вначале используют наиболее щадящие приемы массажа (поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приемы (нежная виб­ рация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

163



Источник: https://infopedia.su/2x3aba.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector