Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия

Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия

Мутизм – заболевание, которое проявляется в полном отсутствии речи при условии полной сохранности речевого аппарата. Этот процесс не следует рассматривать как необратимый, так как восстановление речи вполне возможно при условии правильного лечения, которое назначается только врачом.

Этиология

Выделяют такие возможные причины развития этого заболевания:

  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • опухоль головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сильные эмоциональные потрясения;
  • психические заболевания;
  • моральное или/и физическое насилие над ребёнком.

Редко, но все же встречается, заболевание с невыясненной этиологией.

Классификация

Различают такие формы этого заболевания у детей:

  • акинетический мутизм – обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы;
  • элективный (селективный мутизм) – в привычной для себя среде ребёнок ведёт себя нормально, может говорить. При смене обстановки начинается боязнь говорить, теряются навыки коммуникации;
  • избирательный мутизм – характеризуется тем, что клиническая картина проявляется избирательно, ребёнок может нормально общаться только с некоторыми людьми;
  • фобический — чаще всего носит временный характер, появляется как следствие сильного стресса или психологической травмы;
  • апаллический – имеет такую же этиологию, что и акинетический, но более сложное течение. Полное выздоровление наступает крайне редко.

Наиболее неблагоприятный прогноз имеет апаллическая форма мутизма у малыша — в таких случаях, даже при условии своевременно начатого лечения, полное выздоровление наступает крайне редко.

Симптоматика

Следует отметить, что при этом заболевании общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками самой формы недуга. К общей симптоматике относится следующее:

  • речь может отсутствовать только при определённых обстоятельствах;
  • сохраняется ясность сознания, эмоциональное восприятие происходящего;
  • наличие реакции на болевые раздражители;
  • отсутствует спонтанная и диалоговая речь;
  • присутствуют активные двигательные реакции.

Элективный мутизм у детей сопровождается следующей симптоматикой:

  • нарушение развития речи;
  • отстранённость, которая может резко переходить в агрессию;
  • молчаливость;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд;
  • тревога, при обращении к ребёнку.

Акинетический мутизм может дополняться такими симптомами:

  • отсутствует речь;
  • низкая двигательная активность, в некоторых случаях её полное отсутствие;
  • все действия ребёнок выполняет с видимым промедлением;
  • торможение психической активности ребёнка.

При селективном мутизме общая клиническая картина может дополняться следующими симптомами:

  • в привычных для ребёнка условиях симптоматика заболевания отсутствует;
  • при попадании в непривычную среду, ребёнок теряет все навыки коммуникации;
  • наблюдается боязнь заговорить.

Следует отметить, что во взрослой жизни селективный мутизм может перерасти в различные психические заболевания и социофобию.

Фобическая форма этого заболевания характеризуется периодичностью симптоматики — клиническая картина проявляется только при сильных стрессах, психологической травме или моральном насилии над ребёнком.

Аппалическая форма не имеет специфических клинических проявлений, симптоматика полностью соответствует общему перечню. Однако при такой форме недуга полное выздоровление наступает крайне редко. В медицине присутствует неофициальное название этой формы болезни – «бодрствующая кома».

Диагностика

При наличии вышеописанной клинической картины следует как можно быстрее обращаться за медицинской помощью. В этом случае может понадобиться консультация невролога, психотерапевта, логопеда.

Программа диагностики может включать в себя следующие мероприятия:

  • физикальный осмотр с выяснением жалоб, сбором общего анамнеза;
  • неврологический осмотр пациента;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Что касается стандартных лабораторных методов обследования, то они назначаются только при необходимости.

Лечение

Базисное лечение будет зависеть от первопричинного фактора. Если этиологией мутизма является патологический процесс в области головного мозга, то может потребоваться проведение операции:

  • удаление гематомы и установка дренажа в желудочки мозга;
  • хирургическое удаление опухоли головного мозга.

После операции требуется прохождение реабилитации как в самом медицинском учреждении, так и в специализированном санатории, где проводится коррекция речевой функции и социальная адаптация пациента.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В отдельных случаях врач может назначить седативные препараты и транквилизаторы. Для улучшения функционирования головного мозга могут назначаться ноотропные средства.

Отдельное место в лечении этого заболевания занимает психотерапия с мультимодальным подходом — осуществляется комплексное лечение с элементами семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Следует понимать, что эффективность лечения такого заболевания у ребёнка будет зависеть не только от назначенной врачами терапии, но и от психоэмоциональной обстановки в семье. Малыша следует оградить от стрессов, моральных травм и нервного перенапряжения.

Кроме конкретного индивидуального курса лечения, следует принимать во внимание и такие общие рекомендации:

  • как можно больше уделять внимания ребёнку — разговаривать с ним, проводить время за развивающими играми;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • постепенная социальная адаптация в обществе — общение и игры с детьми, посещение детских учреждений для обучения и развития.

Лечение этого заболевания может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Прогноз и возможные осложнения

Прогноз будет зависеть от формы и стадии развития недуга. Что касается осложнений, то на фоне мутизма возможно развитие следующих социальных нарушений:

  • трудовой и социальной дезадаптации из-за отсутствия речи;
  • развитие психологических заболеваний, комплексов;
  • социофобия.

Мутизм (лат. MUtus — немота) — невозможность говорить при сохранности речевого аппарата.

Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга. Типично острое начало заболевания.

В этом случае мутизм можно рассматривать как проявление истерического невроза, который обычно развивается в тех случаях, если пациент ранее видел больного моторной афазией, читал или слышал о подобных расстройствах. Страдающие истерическим мутиз-мом не могут говорить шепотом, хотя движения губ и языка у них полностью сохранены.

Они хорошо понимают устную и письменную речь, могут писать, не делая при этом никаких попыток произнести хотя бы какие-нибудь звуки. Контакт с окружающими такие больные поддерживают при помощи жестов и мимики. При объективном исследовании часто выявляют анестезию или гипестезию мягкого неба и глотки, языка и губ.

Пациенты с истерическим мутизмом не выглядят огорченными имеющимся у них расстройством, что резко отличает их от больных с органическими расстройствами речи. Трудности дифференциальной диагностики с органическими расстройствами усугубляются в случае развития невротических нарушений на основе существующих органических симптомов.

Если, наряду с неспособностью говорить, выявляется полная потеря слуха с сохранением способности пациента изъясняться посредством письма, говорят о сурдомутизме (лат. surdus — глухой, mutus — немота) — глухонемоте. Мутизм, кроме того, может встречаться при психических расстройствах — депрессивном, кататоническом и психогенном ступоре, при грубых апато-абулических расстройствах.

Необходимо отличать функциональный мутизм от органического, или т.н. акинетического мутизма.

Этим термином обозначают особое состояние, проявляющееся в отсутствии активных движений и речи вследствие поражения (травма, инсульт, опухоль) активирующих отделов ретикулярной формации, расположенной в оральной части ствола мозга, при сохранности сознания. Клинические проявления данного синдрома расматривают как максимально выраженную недостаточность побуждения к речи.

Лечение. Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психотерапию, транквилизаторы.

Пoд peд. проф. А. Скоромца

«Мутизм» и другие статьи из раздела Справочник по неврологии

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации.

Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления.

В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства.

В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства.

Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм.

Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур.

Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства.

Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

Источник: https://aibolit.biz/bolezni/detskie/mutizm-15-07-2018.html

Коррекция элективного мутизма: что это такое у детей

Элективный мутизм — это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях.

Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых.

Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально.

Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

Читайте также:  Кольцевидная гранулема у детей: причины, лечение

Вот что обозначает элективный мутизм

Суть проблемы и немного эпистолярного жанра

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой.

К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц.

Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего.

Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же».

Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену».

Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал.

Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет.

Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Стоит увидеть:  Биполярное аффективное расстройство

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то.

С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться.

А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства — это жизнь на всём готовом.

Элективный мутизм — это социально-тревожное расстройство, связанное с построением системы самоидентификации

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации.

Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях — наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам.

Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Элективный мутизм, что это такое?

Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

  • сверхценное поведение, связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
  • социофобический эффект — тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
  • истерический аспект — ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
  • депрессивное состояние — низкий витальный тонус, заторможенность.

Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

Одной из причин элективного мутизма может быть депрессивное состояние

Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам.

Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать.

В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

Стоит увидеть:  Симптомы слабоумия у детей

Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки.

Мнение автора — всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п.

Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

Элективный мутизм у детей: коррекция

Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

Игротерапия — хороший метод лечения элективного мутизма

Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства.

Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее.

Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма.

Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог.

Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно.

В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

Дети достаточно часто сталкиваются с элективным мутизмом

Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой.

Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться.

Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/elektivnyiy-mutizm.html

Мутизм. Элективный мутизм у детей. Коррекция и лечение мутизма

Мутизм – это психологическое и/или неврологическое, психическое расстройство, при котором человек не отвечает на вопросы окружающих ни речью, ни знаками и вообще никак не дает понять, что готов вступить в контакт. При этом функциональная способность воспринимать и понимать обращенную речь не нарушена, человек может читать и сохранять способность к письменной речи.

Симптомы мутизма

К основной симптоматике мутизма относится отсутствие или прекращение речи на фоне сохранности функций речевого аппарата и мозговых структур, отвечающих за понимание и воспроизведение речевых конструкций. Кроме этого для постановки диагноза собираются следующие данные:

  • длительность отсутствия речи, движений, ответов на вопросы;
  • наличие сильных эмоциональных потрясений;
  • социальная изолированность в поведении;
  • выражение своих потребностей и желаний жестами;
  • потери сознания;
  • травмы головы;
  • асимметрия лица;
  • ЗПР и нарушения речи;
  • косоглазие и нарушение движений глазных яблок.

У одного человека не обязательно наличие всей симптоматики, чаще это сочетание пары нарушений, характерных для определенного вида мутизма.

Виды и причины мутизма

Варианты мутизма отличаются не только своим проявлением, но также и причиной, вызвавшей данное нарушение. Выделяются следующие виды мутизма:

  • Психогенный – возникает вследствие психотравмирующей ситуации либо в конкретных социальных условиях, которые вызывают у ребенка чувство страха или сильной тревоги.
  • Кататонический – характерен для кататонического синдрома, представляет собой немотивированный отказ от общения (при расстройствах шизофренического спектра).
  • Истерический – подсознательное желание личности привлечь к себе внимание окружающих, используя утрату речи (при диссоциациях).
  • Акинетический – возникает вследствие нарушений целостности мозговых структур, органических, травматических или инфекционных поражениях мозга, опухолях и т.д.

Отдельно следует выделить избирательный мутизм, когда человек способен общаться с определенным кругом лиц. Наиболее распространено данное нарушение у взрослых. У детей встречается в возрасте от трех лет, когда речь считается сформированной.

Мутизм у детей

Детский мутизм изначально подразделяют на ситуационный, постоянный и тотальный. Обычно провоцирующим фактором возникновения этого нарушения в детском возрасте является травматическое психогенное воздействие и общий психологический климат в семье.

Избирательный (элективный) детский мутизм возникает в возрасте от трех лет, часто диагноз впервые ставится в начале школьного обучения.

Встречаются случаи, когда он самостоятельно проходит к десяти годам, но если его не корректировать, у ребенка сформируются вторичные речевые и психоэмоциональные нарушения: логофобия, логоневроз, социофобия, заниженная самооценка, тревожные и иные невротические расстройства.

У детей с мутизмом, который не корректировали, ярко выражаются шизоидные и тормозимые черты, имеются трудности в интеллектуальном развитии и словесно-логическом мышлении.

Какие-либо физиологические нарушения при этом отсутствуют, поэтому мутизм можно воспринимать как пассивную форму протеста против новых норм общества или изменения социальных условий.

Психогенный мутизм, возникающий у детей вследствие перенесенных психологических травм, имеет иную специфику. Такое состояние возникает вследствие неготовности психики трансформировать полученный жизненный опыт и устанавливать актуальный ситуации контакт с окружающими.

Военные события, психологическое насилие в семье, сексуальное насилие, присутствие при смерти близких людей и т.д. – все это нарушает стабильность психики. Сопровождается эта форма мутизма повышенным уровнем тревожности, депрессивностью, впечатлительностью, инфантилизмом.

Возможны нарушения аппетита и сна, заторможенность, частые протестные настроения.

При наиболее частых формах детского мутизма отсутствуют физиологические нарушения, поэтому коррекция состояния происходит исключительно психотерапевтическими методами.

Читайте также:  Массаж при пупочной грыже у ребенка: видео, схема выполнения

Лечение и коррекция мутизма

Для коррекции мутизма используется комплексный подход, подразумевающий слаженную работу нескольких специалистов:

  • Прежде всего рекомендуется обратиться к психоневрологу или детскому психотерапевту, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
  • Невролог – назначает лекарственные препараты и физиопроцедуры, корректирующие работу головного мозга, а также проводит периодическую диагностику изменения состояния.
  • Детский психолог – проводит основную психотерапевтическую работу, где само по себе общение является стимулирующим и поддерживающим речь и письмо методом, дает консультации по изменению ситуации в семье. Детям отлично помогает метод песочной терапии, которые используют психологи.
  • Логопед – проводит занятия по развитию артикуляционного аппарата, чтобы предотвратить или скорректировать речевые нарушения, возникающие вследствие долгого молчания.
  • Также может использоваться аппаратный метод Томатис для снижения уровня тревожности. Он предотвращает логофобию и логоневроз как распространенные последствия мутизма.

Все действия специалистов должны быть согласованы для каждого конкретного случая. Одинаковой остается только одна рекомендация – начинать коррекцию как можно раньше.

Источник: https://emberint.ru/articles/mytizm/

Мутизм у детей: симптомы, лечение и пр для элективного и других типов

Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания.

Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии.

Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам.

Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» —  молчание в такой ситуации становится формой выражения  обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

  • Мутизм отличается тем, что ребёнок по физическим данным может разговаривать, но есть некоторые сдерживающие факторы психологического характеранеумения находить общий язык с окружающими;
  • неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети,  дети,  у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным  выражением болезни.

Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями.

Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

  • проблемы клинико-психиатрического характера. В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
  • комплекс речевых нарушений. Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
  • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.
  • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
  • личность больного ребенка. Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.

[wonderplugin_gridgallery id=»28″]

Специфика лечения мутизма у детей

Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог

Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

  • психолог/психотерапевт;
  • клинический психотерапевт/психиатр;
  • логопед;
  • невролог.

Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии. Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:

  • Благодаря занятиям с психологом можно развить стремление ребёнка к общениюнепосредственно терапевтическое вмешательство. На этом этапе прибегают к формированию у малышей навыков и стратегий социальной адаптации. Процесс осуществляется путем групповой и индивидуальной терапии, занятий с психологом (как самого ребенка, так и с его родителями). Терапевт прибегает к методам работы по устранению страха и фобий перед людьми, развивая социальную лабильность, что в дальнейшем позволит устанавливать социальные связи и вступать в ролевую среду;
  • работа родителей. Родителям необходимо так же участвовать в процессе социальной адаптации их ребенка и формирования у него желания говорить с окружающими. Это достигается путем поощрения речевых актов с другими людьми. Поощрения не обязательно должны быть материальными, зачастую это дополнительное оказание внимания и эмоциональное подкрепление, которое должно восприниматься ребенком как стимул;
  • работа окружающих. Если ребенок является членом школьного коллектива, то педагог и одноклассники ребенка получают определенные инструкции по особенностям взаимодействию с больным;
  • медикаментозное лечение. На самом деле данный этап не всегда необходим и к нему стараются особо не прибегать, однако, если терапия не оказывает должного результата, то врач назначает препаратную терапию. Здесь используют средства способствующие выработке серотонина — существуют данные о стопроцентной эффективности применения данных медикаментов.

Источник: https://pediatriya.info/u-rebyonka-mutizm-prichinyi-poyavleniya-priznaki-i-lechenie/

Мутизм: виды, причины, симптомы и лечение «добровольной» немоты

Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

«Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

И тогда развивается мутизм.

О мутизме всерьез и своими словами

Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

  1. Первый: мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
  2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, стресс ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

Об истинных причинах психологической немоты

Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

  • отставания психического развития;
  • истерии;
  • аутизма;
  • шизофрении;
  • депрессивного расстройства.

Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

  • стресса;
  • напряжённой обстановки внутри семьи и неправильных методов воспитания.

Не менее важным основанием для развития данного нарушения являются индивидуальные особенности характера в виде чувствительности, замкнутости, обидчивости.

И, наконец, причины патологии чисто физического свойства в виде:

  • волчьей пасти;
  • короткой уздечки языка и тому подобного.

Отдельной причиной явления становится глухота, при сочетании её с немотой возникает патология в виде глухонемоты (сурдомутизма).

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/mutizm.html

Мутизм

Мутизм с латинского обозначает немой, безгласный. Неврология относит это явление к невротическому нарушению речи, проявляющемуся в немоте, а также в отказе от речи. Психиатрия рассматривает мутизм как проявление бреда, тяжелой истерии, а также галлюцинации. Для этой патологии характерна сохранность речи и ее понимание.

Больной игнорирует контакты с окружающими, не отвечает на вопросы. Такое нарушение появляется после ушиба или сотрясения мозга, психической травмы, гибели близких, пожара, проявлений деменции — синдрома нарушения когнитивных функций.

Мутизм — причины

Мутизм способен проявиться вследствие истерического невроза. Заболевшие утверждают, что после волнения, а также душевного потрясения у них отключилась речь. Пребывая в таком состоянии, они речь понимали, выполняли предложенные инструкции, понятно описывали на бумаге свои переживания.

Читайте также:  Спазм аккомодации у детей: что это такое, причины и лечение, народные средства

Зачастую истерический мутизм чередуется с афонией, для которой характерна сохранность шепотной речи.

Виды мутизма

Выделяют относительный, абсолютный, добровольный, а также недобровольный мутизм. Это деление зависит от длительности и глубины поражения речи, а также участия в образовании волевых процессов.

Для недобровольного мутизма характерна абулия (болезненное безволие, нерешительность), а также заторможенность всех функций. При добровольном — заболевший молчит в знак протеста.

Относительный, а также абсолютный мутизм это то же, что и элективный, а также тотальный.

Мутизм у детей

С 1927 года начинает углубленно изучаться мутизм у детей. Для детского заболевания характерен пассивный протест личности. Лечение заключается в психотерапевтических сеансах успокоения, снисхождения и развития равнодушия.

Добровольный мутизм у детей характеризуется повышенной чувствительностью, отсутствием инициативы, активности, колебаниями настроения, упрямством, капризностью, инфантилизмом. Такие дети страшатся новой ситуации, противятся новой нагрузке, пугаются перемены обстановки.

Детский психиатр Мориц Трамер впервые проанализировал избирательный мутизм у семилетнего ребенка, развившийся в ответ, как реакция на определение его в школу. Трамер назвал этот мутизм тотальным или элективным, а позднее предложил заменить на добровольный.

Причиной развития данного детского заболевания он считал ранимость, пугливость, отсутствие самостоятельности, инфантилизм, астенические черты характера. Детский элективный мутизм проходит по достижению десятилетнего возраста.

Другие авторы рассматривают детский мутизм как проявление невроза, возникающего вследствие психической травмы. В первую очередь после психических переживаний у детей страдает интеллектуальная и речевая деятельность. Хорошими примерами могут выступить стрессы, перенесенные детьми в военные годы.

Вебер в своей работе об элективном мутизме утверждал, что патология возникает вследствие неспособности личности устанавливать нужный контакт. На примере матери и ребенка, он трактует болезнь как симбиотическую привязанность и как следствие — склонность к торможению речи. Вебер выделяет простой реактивный, а также психоневротический мутизм.

Простой реактивный М. выступает ступорозной реакцией на испуг или тревогу, а в основе психоневротического мутизма заложена аномальная переработка пережитого.

Но эти два случая показывают регрессивную невротическую динамику.

Заболевание у детей  сопровождается депрессивным настроением, впечатлительностью, робостью, тормозимостью.

Признаки мутизма у детей следующие: нерешительность, пугливость, тревожность, заторможенность, частые реакции протеста, нарушение аппетита и сна.

Исследователи пытались дать классификацию мутизму по различным признакам.

Они подразделяют его по интенсивности появления: ситуационный (кратковременный), элективный (постоянный) или тотальный.

По длительности характера выделяют континуальный и транзиторный.

Психиатры рассматривают мутизм как острую психогенную реакцию шокового, а также субшокового характера. Главным провоцирующим фактором патологии у детей выступает психогенное воздействие, затрагивающее функции речи. Существует большая разница между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста. У подростков клиническая картина является гораздо сложнее, а также разнообразнее.

Общие сведения психогенного мутизма у детей:

— у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков;

— возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами;

— заболевшие психогенным мутизмом, имеют как задержки речевого развития, так и другие дефекты речевой функции;

— в семьях дети растут среди отрицательного психологического климата;

— большинство детей имеют церебральную патологию (резидуальную).

Для детского невротического мутизма характерны:

— нарушения речи после определенного периода общения с окружающими;

— отсутствие нарушений моторики, поведения, мимики (взглядом, жестом ребенок выражает свои желания);

— избирательный характер заболевания, зависящий от определенной ситуации или лица;

— задержка интеллектуального развития и возникновение дефектов речи.

Дети с проявлениями психотического мутизма молчаливы с раннего детства, а их поведение выделяется оторванностью и изолированностью от всего окружающего мира. Малыш производит впечатление равнодушного, однако может проявить агрессию в адрес матери или на себя. При обращении к нему, ребенок может сильно тревожиться.

Элективный мутизм у детей возникает по причине социо-культурных факторов. Дети иммигрантов при переезде в новую страну испытывают большой психический стресс,  возможна депрессия, тревога, враждебность к окружающим.

Мутизм и аутизм

Ранний детский аутизм и мутизм проявляется в снижении потребности общаться с окружающими, отличается погруженностью в мир своих переживаний, отсутствием эмоциональных адекватных связей с людьми, присутствием вычурных движений, эхолалий, относительно себя употребление местоимений, а также глагольных форм второго и третьего лица.

Лечение мутизма у детей

Успех лечения зависит от различных вариантов психотерапии (главным образом от игровой) и групповых занятий. Роль медикаментов в лечении маленьких пациентов невелик. Заболевание возможно и гораздо легче предупредить.

Создайте вокруг ребенка доброжелательную ласковую обстановку, не применяйте суровые наказания и жесткие требования. Уделите внимание сну ребенка, ограничьте употребление острой пищи, жидкости.

Если ребенок страдает на аутизм, то диета при аутизме поможет ослабить симптомы заболевания. Придерживайтесь режима, чаще гуляйте на свежим воздухом.

Сурдомутизм

Сурдомутизм в переводе с латинского обозначает глухоту, которая обусловлена врожденным генетическим дефектом. Этот термин применяется для определения глухонемоты, которая развилась без поражений слухового аппарата.

Сурдомутизм относят к расстройствам психической деятельности, который встречается часто в период военных действий. Примером может послужить очень сильный взрыв.

Сурдомутизм — это заболевание временного характера, при котором речь и слух очень быстро восстанавливаются. В этом помогает растормаживающая терапия, а в затяжных случаях рекомендуется комплексное лечение у психоневрологов, педагогов, логопедов, оториноларингологов, сурдопедагогов.

Мутизм — лечение

При психогенном мутизме эффективно массивное психотерапевтическое лечение в комплексе с приемами транквилизаторов, а также нейролептиками.

Существует множество эффективных методов, а также способов лечения мутизма и сурдомутизма. Основной упор направляется на следующие направления: психиатрическое, логопедическое, неврологическое и психологическое.

Эффективно лечение травами (пустырник, валериана), которые способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в лечении Мебриум, соли Брома, Андоксин,  Аминазина, а также Резерпина.

Положительно себя зарекомендовал метод амиталкофеиновых растормаживаний при  лечении мутизма и сурдомутизма. Суть метода в подкожном введении 1 мл 20% раствора кофеина и внутривенно 5% раствора амитал-натрия. Далее идут разъяснения для больного, направленные на ликвидацию болезненных нарушений.

Главное помните, что запущенное заболевание лечится гораздо сложнее. И если вовремя не начать лечение, то болезнь примет стойкий характер.

Прогноз мутизма напрямую зависит от основного заболевания. Многое зависит от личностных качеств заболевшего и насколько долго болезнь деформировала характер больного.

Источник: http://vlanamed.com/mutizm/

Что такое элективный мутизм? Этиология, диагностика и лечение

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера.

    Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;

  • Речевые расстройства.

    Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;

  • Расстройства интеллекта.

    Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза.

    Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;

  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Этиология элективного мутизма

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств.

Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-elektivnyj-mutizm-etiologiya-diagnostika-i-lechenie.html

Ссылка на основную публикацию