Карточки домана: что это, какие бывают, чем полезны, как проходит обучение

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

2014-10-09

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы.

Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей.

Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня.

Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга.

Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект.

Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни.

Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации.

Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать.

Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить.

Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь.

Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено.

Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками (Математика с пеленок — Ozon, My-shop)

и карточки со словами, без картинок (Чтение с пеленок — Ozon, My-shop).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «Вундеркинд с пеленок».

В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные.

На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ. При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий.

Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот.

Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е.

после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий.

Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день.

Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки.

Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже).

Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3.

 Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?

МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?

Также вам может быть интересно:

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Источник: https://jili-blog.ru/metodika-rannego-razvitiya-glena-domana-skachat-kartochki-domana.html

Методика раннего развития Глена Домана: что такое, основные принципы, правила работы с карточками

Необходимость ускоренного развития ребенка в раннем возрасте является достаточно спорным вопросом. Мнение одних специалистов целиком на стороне естественных процессов, другие же детские психологи считают, что дети должны развиваться ускоренными темпами. В данном материале можно ознакомиться с описанием методики развития Глена Домана.

Раннее развитие

Вкратце описать методику Домана можно так: это способ раннего физического и интеллектуального развития ребенка с рождения. Малыш, согласно данной теории, начинает развиваться с первых дней своей жизни.

Прогресс физической силы здесь неотъемлемо связан с тренировкой умственных способностей.

Так как программа подходит для детей разного уровня физической и психологической готовности, то она годится и для малышей с различными патологиями развития.

Изначально программа предназначалась для детей с родовыми травмами мозга. После того как она начала помогать «трудным» малышам, Доман вдохновился на применение способа и для младенцев с нормальным уровнем развития.

Читайте также:  Перелом пальца у ребенка: симптомы, что делать, первая помощь, гипс

Кто такой Глен Доман

Глен Доман — американский нейрофизиотерапевт, занимавшийся проблемами развития мозга у младенцев. Этот человек прошел Вторую мировую войну и умер в 2013 году в возрасте 93 лет.

Глен основал некоммерческую структуру под названием Institutes for the Achievement of Human PotentialИнституты достижения потенциала человека (IAHP). Эта организация занимается созданием методик развития для детей с повреждениями мозга и задержками роста.

Методика института жестко критиковалась, хотя организация поддерживалась рядом голливудских знаменитостей вроде Лайзы Минелли. Медицинские теории Домана остаются обсуждаемыми и по сей день — последователи считают их совершенными, а противники не воспринимают, заявляя, что под данными методами нет достаточной доказательной медицинской базы.

Основные принципы развивающей методики

Доман много лет имел возможность заниматься с детьми различного возраста для своих исследований, в результате чего смог создать собственную методику. Согласно идее метода, интенсивность занятий с новорожденным ребенком способствует повышению его умственных способностей.

Ознакомьтесь также с особенностями раннего развития детей по методике Монтессори.Основатель теории считал, что интеллект ребенка можно как тренировать, так и интенсивно развивать.

Если описывать метод Домана в нескольких фразах, то можно говорить, что он заключается в раскрытии потенциала, существующего в каждом новорожденном человеке.

Двух- или трехлетние дети вполне способны научиться рисовать, читать, считать, плавать, осознанно играть на музыкальных инструментах, кататься на коньках, изучать иностранные языки.

Всего этого можно достичь даже без специального стимулирования, так как малыш способен воспринимать данные и использовать только что полученные знания.

Согласно исследованиям врача, все дети при рождении наделены колоссальным потенциалом, который развивается до семилетнего возраста. Развитие данного потенциала является задачей взрослых.

Доман считал, что факты определяют знание, поэтому большой массив накопленных фактов может способствовать «прорыву» знания на практике.

Врач сравнивал мозг новорожденного с пустым устройством памяти компьютера и недоумевал по поводу того, что запоминающее устройство компьютера заполняется целенаправленно, а память нового человека засоряется всевозможной информацией, ценность которой спорна. Каждый родитель может отрицать такую теорию, так как нет обоснованных исследований о важности тех или иных данных для развития малыша.

Методика Домана заключается в том, что она позволяет ознакомить ребенка с массой интересных вещей, которые, подобно компьютерным программам, систематизируются в мозгу.

Чтобы улучшить восприятие информации, она преподносится в виде карточек с изображениями объектов, чем помогает понять соответствие с увиденным в жизни (или придает узнаваемость тому, что увидится в будущем).

Например, в теме биология и разделе овощи младенцу демонстрируются картинки размером 28 на 28 сантиметров с изображением определенного овоща. На задней стороне карточки наносится надпись «это овощ — помидор».

Согласно теории Домана, малыш должен иметь дело с точным фактом, а не с простой фразой. Таким образом принимается информация без досужего домысла. Строго говоря, происходит ознакомление именно с помидором, а не с его характеристиками или описанием. И фраза о том, какой вкусный помидор, уже не будет развивать, а лишь навязывать субъективное мнение.

С какого возраста начинать обучение

Обучение по данной методике начинается с младенчества и длится до семи лет. Доман считал, что с этого возраста мозг ребенка перестает активно воспринимать информацию.

Согласно исследованиям, наибольшее влияние на развитие умственных способностей малыша возможно от рождения до возраста 6-7 лет.

Узнайте, о тонкостях развития ребенка по месяцам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.Постулаты методики гласят: чем младше ребенок, тем легче он поддается обучению. По Доману, приобщение к обучению детей в возрасте до одного года достаточно перспективно, так как в данном случае они наиболее восприимчивы к принятию знаний, а их умственные процессы открыты к стимулированию.

Обучение и развитие

Все обучающие манипуляции должны происходить в спокойной обстановке, чтобы никакие посторонние факторы не влияли на восприятие маленького ученика. Игровой урок по данной методике должен длиться всего лишь несколько минут.

Во время обучения необходимо внимательно наблюдать за поведением младенца и прекратить урок до того, как малышу все это надоест.

Обучение по теории Домана происходит на двух уровнях — физическом (с помощью простых упражнений) и теоретическом (с помощью карточек). Рассмотрим подробнее, что это такое и как все происходит.

Физические упражнения

Помимо мозговых нагрузок, методика Домана включает в себя и физические. Хотя физические они, скорее, для взрослых, которым придется намного больше заниматься своим ребенком.<\p>

В комплекс физических занятий входят следующие импровизированные упражнения:

  1. Покачивания.

    Лежа необходимо поднять ребенка на руках за подмышки над собой и медленно покачивать его вверх-вниз и из стороны в сторону. В этом упражнении важно иметь визуальный контакт с малышом — смотреть ему в глаза.

  2. Движение по дому. Возьмите младенца одной рукой под попу, а другой под голову.

    В таком положении носите его и меняйте при этом высоту, разговаривайте с ним и описывайте предметы и местоположение.

  3. Перекатывание. Малыш укладывается на подушку, один из ее краев приподнимается. Малыш скатывается на другой край, который, в свою очередь, приподнимается.
  4. Качалки.

    Это простое упражнение делается на кресле-качалке — можно попросту качаться на этой мебели, держа на руках младенца.

  5. Каталки. Подушка с ребенком движется вверх-вниз с покачиванием. Руки родителя держат подушку около головы малыша и его ножек.
  6. Крутилки. Ребенок лежит животиком на подушке, которая вращается по часовой стрелке или против нее.

  7. Повороты. Положите малыша животиком себе на плечо и повернитесь вокруг в одну, а потом в другую сторону.
  8. Прыгалки. Возьмите ребенка в руки и прижмите к себе, зафиксируйте его головку и попрыгайте по комнате.

Важно! Такие упражнения помогают детям познавать мир вокруг себя в динамике и знакомиться с гравитацией.

Развитие интеллекта (карточки)

Обучение с помощью карточек Домана для самых маленьких производится в тот момент, когда малыш спокоен и умиротворен. Процесс происходит таким образом: малышу показывают карточки с изображениями в разных областях познания — так называемых «битовых» категориях.

Карточка демонстрируется очень быстро — практически мельком, после чего ее содержимое озвучивается в течение пяти секунд.

Согласно методике, изначально малышу дают смотреть по пять картинок в пяти областях знаний. Материалы показываются от трех раз в сутки, с постепенным увеличением частоты показа, количества карточек и категорий. Также необходимо заменять уже усвоенные данные новыми, добавляя и удаляя их для пущего стимулирования интереса младенца.

Обычно данные с карточки усваиваются за 30 показов, после чего «отработанный» материал можно менять на новый. Сам Доман определял приоритетными в своей методике материалы по чтению и математике.<\p>Важно! Родители могут сами разрабатывать классификацию, тему и внешний вид карточек в зависимости от реакции и предпочтений ребенка.

Такая методика вовлекает в познавательную игру и взрослых.

  • Чтение. Карточки по Доману для данного типа познания, согласно мнению врача, должны содержать некие изображения предметов, человека, животных, овощей и плодов — всего того, что ребенок видит в первое время своей жизни. На таких карточках название показываемого пишется большими красными буквами, чтобы малыш сразу же ассоциировал картинку со словами. Такие действия, по задумке автора метода, помогут пропустить обучение буквам и звукам, а сразу научиться называть полные слова и ассоциировать их с объектом.
  • Математика. Доман предлагает раннее обучение математике проводить с помощью демонстрации ребенку карточек не с цифрами, а с соответствующим числу количеством точек. В виде звукового сопровождения взрослый объявляет количество кружков на картинке — именно кружков, а не точек, так как малыш легче поймет, что такое «кружок». С помощью ускоренного показа карточек у ребенка проявляется способность визуально определять количество точек, что делает его восприятие острее и более восприимчивым к дальнейшей «математике». К тому же такая методика помогает развитию устного счета в будущем.

Эффективность методики

Полезность теории использования карточек для развития ребенка, описание которой приведено выше, является обсуждаемым вопросом. Методика Глена Домана имеет как своих последователей, так и критиков.

Мнения людей разнятся от диаметрально противоположных до пресловутого «хорошо, но».

Узнайте, как себя вести при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.

Польза и преимущества

Полезность для ребенка теорий Домана может выражаться в следующих факторах:

  • ребенок с самого маленького возраста получает знания от самого близкого человека — мамы;
  • малыш начинает «схватывать» информацию и может развиваться с младенчества;
  • организация занятий дисциплинирует родителей, которые учатся правильному распределению своего времени с пользой для малыша;
  • возможность адаптации для ребенка под условия его воспитания и окружения — самостоятельное создание карточек с учетом семейных реалий;
  • всестороннее развитие малыша.

Вред и минусы

Некоторые плюсы могут оборачиваться и минусами. Например, время, затрачиваемое занятыми родителями на изготовление собственных карточек и обучение с их помощью малыша, может занять довольно длительный промежуток.

В методике Домана можно рассматривать такие минусы:

  • пассивность ребенка в процессе обучения — он лишь смотрит на демонстрируемые ему карточки;
  • формализация обучения, в ходе которого показываются одни и те же карточки много дней, до того как начинается их замена;
  • в дальнейшем могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму, так как до этого использовались лишь визуальные образы и слова, описывающие их;
  • методика подходит лишь для малышей, а дети старше трех лет неохотно ее воспринимают.

Конечно, только родителям решать, стоит ли пользоваться описанными способами, так как ребенок является исключительным существом и не подпадает под любую систематизацию в виде различным методик. Малыш своим поведением сам покажет, насколько нужно и интересно ему все это.

Источник: https://agu.life/bok/1388-stoit-li-primenyat-metodiku-domana-i-chto-eto-takoe.html

Развитие по Доману: реальный отзыв мамы

Здравствуйте, уважаемые подписчики блога и гости, заглянувшие впервые. Сегодня я хочу вам рассказать, что такое развитие по Доману и каким образом эта методика помогает за довольно малое количество времени сделать из ребенка маленького интеллектуала.

Многие мамочки могут отреагировать негативно, мол, зачем забивать голову малыша огромным количеством информации, тем более что усадить и обучить некоторых особо подвижных детишек практически невозможно.

Но только не в этом случае! Это как игровая энциклопедия, и одно занятие длится не более 10-15 секунд! Я сама не верила, что за такое короткое время мой двухлетний малыш способен запомнить огромнейшее количество информации, пока не попробовала.

 

Что такое карточки Домана?

Начитавшись положительных отзывов, я все-таки решила заказать эти нашумевшие карточки. Два дня – и вот я уже держу долгожданную «посылку знаний».

Передо мною два небольших чемоданчика, а в них по 5-6 тематических набора: домашние животные, фигуры, цвета, птицы, фрукты, овощи, ягоды и т.д. Некоторые можно применять с рождения, некоторые с шестимесячного возраста.

Каждый такой блок содержит 20 карточек с яркими изображениями и подписью внизу.

На оборотной стороне каждой карточки представлены базовые факты, которые касаются картинок. Плюс к этому там же вы сможете найти стихотворение или загадку, помогающие малышу провести ассоциацию с изображением.

Начало занятий

Обучение по системе  Глена Домана я начала проводить, когда моему сыну исполнилось 2 года. В этом возрасте он еще очень плохо говорил и практически не проявлял интерес даже к самым красочным печатным изданиям. Сказки, раскраски его мало интересовали, поэтому моя затея с карточками на тот момент казалась мне утопией. Но результат превзошел все ожидания!

С чего начать? Необходимо выбрать одну из подборок, например, мы начали изучать цвета. Берем пять любых карточек и по очереди показываем их малышу. Причем делать это необходимо быстро, уделяя на просмотр одного изображения не более 1 секунды.

То есть вы понимаете, что на одно занятие вам предстоит потратить всего 5 секунд. При этом важно застать ребенка в хорошем расположении духа. Малыш должен быть спокоен, весел и сыт. После первого показа карточки следует спрятать.

Занятие желательно повторить несколько раз на протяжении дня.

Но только не заставляйте ребенка. Количество просмотров зависит исключительно от его настроения. Сама методика, согласно прилагаемой инструкции, рассчитана на 5-12 занятий в день.

Но на практике у нас так получалось не всегда – иногда мы могли изучать изображения каждый час, а иногда из графика выпадал целый день.

Ничего страшного в этом нет! Ведь настроение ребенка предугадать невозможно: сегодня он тянется ручками к карточкам и проявляет огромный интерес к ярким картинкам, а завтра может даже не взглянуть в их сторону или демонстративно отвернуться, занявшись своими кубиками.

Как заниматься дальше? На следующий день один-два раза просматриваем первые пять карточек, а на третий раз добавляем еще пять новых изображений. Получается, что на протяжении второго дня ребенок знакомится уже с 10 картинками.

Далее, ежедневно необходимо убирать одну из уже изученных карточек, заменяя ее на новую.

Таким образом проходим все наборы, занятия проводим ежедневно, желательно в домашних условиях. Очень важно, после каждого урока хвалить малыша и говорить о том, как вы его любите. Но это еще не все! Каково же было мое удивление, когда пришла очередь экзамена! Да-да, именно экзамена! Как бы строго это ни звучало, но когда мы прошли весь блок, я была поражена результатом.

Экзаменационная сессия

Так как мой ребенок очень плохо разговаривал, то экзамен у нас проходил следующим образом. Я раскладывала перед ним карточки и просила показать определенный цвет. К моему изумлению он все быстро находил и даже ориентировался в оттенках – красный, бордовый, розовый, малиновый, оранжевый – он все показывал правильно, четко и быстро.

Следующее задание: кладем перед малышом пять разных карточек и просим его отвернуться, меняем одну из карточек на другую, после чего спрашиваем, что изменилось.

К моему удивлению мой сын не только быстро нашел «новинку», но и смог отыскать пропавшее изображение среди карточек, лежавших в стороне. В результате я поняла, что раннее развитие – это очень важно. В юном возрасте ребенок впитывает всю информацию, как маленькая губка.

От вас же, как от родителей, требуется принять во внимание его желание или нежелание заниматься, потратив на это всего лишь 5 секунд!

В дальнейшем на экзамене можно использовать картинки из разных блоков, например, смешав карточки с домашними и дикими животными, фруктами и овощами, цветами и ягодами. Попросите малыша выделить изображения из какой-нибудь конкретной подборки.

А когда он научится говорить, просите повторить его факты, которые вы читали для него с оборотной стороны. Я уверена, у вас все получится и вы непременно будете гордиться своим ребенком, как сегодня я горжусь своим сыном.

Помните, что интеллектуальное развитие, как и физическое, имеет огромное значение.

Если Вы хотите тоже опробовать этот метод,заходите сюда. Более бюджетный вариант карточек можно найти здесь.

Всего вам доброго и успехов в воспитании! Если эта статья была полезна, то вы можете подписаться на обновления и получать информацию о свежих публикациях!

Екатерина Коваль

Источник: http://pozdnyakova.org/razvitie-po-domanu/

В чем заключается методика гленна домана — карточки для развития

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.

Кто такой Гленн Доман

Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования.

Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело.

Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.

В чем заключается методика домана

Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.

Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.

Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.

Основное правило Домана гласит: в первые годы жизни малыша нужно заставлять как можно чаще двигаться и напрягать мозг. Тогда интеллект ребёнка будет развиваться быстрее. Иными словами, нужно стимулировать ребёнка больше двигаться, потому как двигательная активность способствует нормальному развитию мозга, особенно его коры. Таким образом, ребёнок будет намного умнее и сообразительнее.

Принципы методики Домана

Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки.

В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку.

Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.

Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:

  • обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
  • когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
  • научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
  • обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
  • обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
  • чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
  • знания ребёнка лучше не проверять;
  • уважайте своего малыша и доверяйте ему.

Требования к карточкам:

  • Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
  • Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
  • На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
  • Все детали на карточке должны быть хорошо видны.

Как должна выглядеть карточка Домана для детей

Раздел: биология.

Набор карточек: пантера.

Категория: Млекопитающие животные.

Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.

Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.

Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.

Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.

Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.

Далее следует ещё несколько уровней.

Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.

Противоречия в системе Домана

Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:

  1. В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
  2. Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
  3. Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
  4. При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
  5. Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
  6. И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.

Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.

И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.

Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.

Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.

Упражнения с карточками Домана

Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.

Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.

Здесь потребуются карточки с изображениями.

Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.

Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.

Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.

Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.

По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.

Выводы по методике Гленна Домана

Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.

Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.

Методика доступна детям с шести месяцев жизни.

Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).

Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.

В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/metodika-glenna-domana/

Методика Домана

Рейтинг: Нет рейтинга

Каждый ребенок уже с самого рождения обладает неограниченными возможностями в развитии интеллекта и приобретении знаний. Понимание этого – один из основных принципов методики Домана, которая помогает научить малыша считать и читать еще до того, как он сделает первые шаги.

Почему важно заниматься именно ранним развитием ребенка и как должны проходить такие занятия?

Методика Домана: что это такое

Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор специальной обучающей методики интенсивного раннего развития, которую используют для занятий с детьми по всему миру.

Согласно методике Домана считается, что чем большей будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем выше потом будут его интеллектуальные способности.

Буквально с первых дней с ребенком активно занимаются физическими упражнениями. Считается, что это ускоряет развитие.
При этом предлагается использовать несколько принципов:

  • предоставить ребенку неограниченное движение уже с первых дней;
  • не пеленать малыша;
  • учить ребенка разным движениям.

Параллельно с физическими упражнениями рекомендуется развивать и другие способности малыша (лингвистические, математические). Ребенку начинают регулярно показывать специальные карточки, которые помогают научиться читать сразу целыми словами, считать и получить другие знания из разных областей.

Знаете ли вы? Изначально методика Домана применялась для лечения детей с задержкой развития. При этом было отмечено, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности всего мозга. Со временем систему, которая была разработана для больных, Доман применил для занятий со здоровыми детьми.

Методика Домана – как заниматься в домашних условиях

Методика Домана «Чтение с пеленок» активно практикуется в некоторых детских садах и яслях, но вы можете подготовить карточки и самостоятельно заниматься с ребенком дома.
Есть несколько основных правил, как проводить обучение:

  • по методике Глена Домана для занятий используют карточки большого размера;
  • слова должны быть написаны крупным шрифтом красного цвета;
  • картинка-изображение должна быть четкой, цветной и располагаться на белом фоне;
  • карточки показывают ребенку 1-2 секунды и четко называют то, что изображено;
  • занятия проводят регулярно.

Считается, что именно в таких условиях информация будет восприниматься ребенком на подсознательном уровне и запоминаться автоматически.

https://www.youtube.com/watch?v=fQ7Af8of_9w

Обучение чтению по методике Домана начинают с показа карточек с отдельными словами. Для начала выберете простые имена существительные, которые будут близкими и понятными ребенку: «мама», «папа», «семья», «дом» и др. Через некоторое время можно будет изучать карточки с глаголами и прилагательными.

Следующим этапом в методике обучения чтению по принципу Домана станет добавление карточек со словосочетаниями. Проанализируйте тот материал, который уже выучен, и составьте для ребенка понятные комбинации слов. Завершающий этап – чтение сразу целых предложений.

А методика обучения математике по Доману заключается в том, что ребенку в первую очередь предлагают освоить цифры и числа.

При этом на обучающих карточках показывают не значок цифры, а крупные красные точки и называют их количество.

Считается, что через некоторое время ребенок сможет открыть для себя возможность сложения, вычитания и тд. После изучения первых 20 карточек ребенку предлагают изучать примеры.

По методике Домана кроме чтения и математики рекомендуется изучать с детьми и другие области знаний: животные и растения, иностранные языки, научные факты, исторические события и др.

Готовьтесь к каждому занятию заранее:

  • разложите карточки по темам и в нужном порядке;
  • подпишите их с другой стороны, чтобы вы могли быстро называть изображение.

Занятия с карточками старайтесь проводить в комфортное для ребенка время: когда он сытый, не капризничает. Если ребенок не хочет заниматься, не настаивайте и предложите посмотреть карточки позже.

Согласно методике Домана начинать обучение ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего – еще до 1 года, когда мозг начинает ускоренно развиваться и расти. Эффективными считаются также занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.

  • Заранее подготовьте несколько наборов карточек Домана на разные темы. Карточки можно изготовить самостоятельно или купить в магазине.
  • Во время первого занятия покажите ребенку 5 карточек на одну тему.
  • Каждую карточку показывайте 1-2 секунды и громко называйте то, что изображено (комментировать изображение не нужно).
  • В первый день такой урок можно повторить несколько раз.

Важно! Обязательно хвалите ребенка после каждого занятия.

Как продолжать занятия

  • Продолжая занятия по методике Домана, покажите ребенку карточки из первого набора (5 штук) и добавьте еще один набор (5 штук) другой тематики. За один урок используйте не больше 10 карточек.
  • Таких уроков за один день может быть несколько (желательно, не больше 12).
  • Старайтесь не повторять одни и те же карточки больше трех раз в день. Меняйте их порядок.
  • Через несколько дней можно вводить новый материал. Убирайте одну любую карточку из набора, который ребенок уже видел, и добавляйте одну новую. Желательно фиксировать, когда и какие карточки вы показывали, чтобы не повторяться.
  • Периодически меняйте наборы карточек.
  • Когда ребенок уже хорошо усвоил предложенную информацию, можно перейти к изучению дополнительных фактов по теме, а потом – к играм с карточками.

Старайтесь проводить занятия с карточками регулярно. Если вы сделаете большой перерыв, ребенок может забыть информацию, и придется начинать все заново.

Плюсы и минусы методики Домана

Методика раннего развития Домана имеет различные отзывы, и, как в любой другой методике, тут есть свои плюсы и минусы.

Минусы методики Домана

  • Ребенок не является активным участником процесса обучения. Во время занятий он пассивен. Работает только зрительное и слуховое восприятие.
  • При занятиях по методике Домана не предусмотрено время для игр, творчества и общения.
  • Ребенка не учат воспринимать информацию другими путями и не рассказывают, где можно применить полученные знания.
  • Ребенок запоминает предложенную информацию автоматически и не умеет ее анализировать.

Положительные стороны методики Домана

  • ребенок может запомнить очень много различной информации за короткий период;
  • обучение занимает совсем немного времени;
  • методика подходит для занятий с малышами в домашних условиях.

Знаете ли вы? Многие признанные в мире ученые в детстве занимались именно по методике Домана.

Методика Домана-Маниченко

Педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для занятий с русскоязычными малышами и усовершенствовал ее. Благодаря этому обучение стало более интересным для ребенка, познавательным и качественным.

Чем отличается методика Домана-Маниченко:

  • Словарная адаптация для малышей, которые растут в русскоговорящей среде.
  • Игровой подход. Ребенок не просто рассматривает карточки, но и вовлекается в игру.
  • Наравне с карточками используются различные дополнительные инструменты: интерактивные книги, диски и др.

Важно! Не бойтесь экспериментировать. Вы можете придумывать новые игры с карточками Домана или изменять предложенные игры так, чтобы занятие было интересно именно вашему ребенку.

Методика Глена Домана – видео

В этом видео вы узнаете: как начать заниматься с ребенком по методике Домана и в каком возрасте это лучше делать; как достичь максимально успешных результатов и почему важно активно развивать ребенка уже в первый год жизни. Также вы узнаете о положительных и отрицательных сторонах методики.

В своих принципах обучения Глен Доман показал, что потенциал развития каждого ребенка огромен. Уже с первых дней дети обладают способностью запоминать предложенную информацию. Занятия с карточками по методике Домана сделают процесс обучения максимально быстрым и помогут эффективно развивать память вашего ребенка.

Существуют такие методики как: Методика Зайцева, Методика Никитиных, Методика Монтессори, Педагогика Вальдорвская.

Используете ли вы методику Домана для занятий со своим ребенком? Какие плюсы и минусы методики вы можете отметить при этом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/detskij-sad/metodiki-rannego-razvitiya/domana.html

Карточки Домана. Методика Домана. Записки из личного опыта

Сегодня хотелось бы поговорить о карточках Домана и методике Домана.

Глен Доман — американский врач-физиотерапевт, разработавший специальную восстанавливающую методику для детей, у которых поражена нервная система; для детей, у которых наблюдаются задержки развития, а также обучающую методику для всех других детей с полноценным развитием.

Оговорюсь сразу, что я не ярый сторонник и фан раннего развития детей. Я за гармоничное и своевременное развитие детей, очень ценю в них любознательность, интерес к окружающему миру и природе. И главное — никакого насилия.

Именно этими принципами я и руководствуюсь при воспитании своей дочери, пытаюсь открыть перед ней весь спектр всевозможных увлечений, даже тех, которые сама не очень люблю: это и лепка, и рисование, и аппликации из картона и цветной бумаги…

главное, чтобы это все было в удовольствие.

О карточках Домана я узнала из интеренета, как раз в тот период ( в первый год жизни дочки), когда я попала в конкретную «потребительскую корзину» детских товаров. Мне тогда казалось, что нужно скупить все, ведь чем больше игрушек — тем лучше для ребенка. Это была моя роковая ошибка, и, благо, я ее не так поздно осознала.

А учитывая, что ребенок мой совсем не любит играть игрушками ( кроме мягких, их она очень любит), может по причине их чрезмерного ненужного количества в свое время, совсем для того ненужного, может в силу своей индивидуальности, то и вовсе зря тратили и деньги, и место под них в квартире. И вот тогда на одном сайте, где я и делала заказы, я заметила эти карточки.

Прочитав к ним инструкцию, увидела на них пометку 0+. Мне это тогда показалось нелепостью: как в таком возрасте их показывать? Смысл? Ну и здесь подспорье, поскольку читать сказки тоже рекомендуют детям и в утробе, и в первый день жизни. Я лично начала читать с года, когда можно было определить на лице ребенка ну хоть какие-то признаки эмоций.

Карточки Домана я все-таки приобрела, когда дочке было 6 месяцев.

Вот краткий фрагмент о сути и целях, собственно, данной методики — методики Домана.

Первыми нашими карточками Домана были карточки из рубрики «Животные и птицы». Они идут с пометкой 0+, т.е. их можно показывать новорожденным.

На карточке идет одно лишь изображение, обратная сторона пустая.

Далее мы приобрели рубрику «Фрукты и овощи».

Затем «Предметы обихода».

И феерия начальной рубрики 0+ — «Космос»)))

Я помню, как пришла бабушка проведать внучку, ну и муж решил похвастаться — начал показывать доче картинки. Было ей, по-моему, где-то год и три, и вот когда она сказала «Циолковский», у бабушка глаза прямо на лоб полезли, это без утрирований))

Эти карточки из рубрики «Домашние животные и их детеныши» идут уже с пометкой пометкой 6 мес.+ В комплект входит 40 карточек с изображением домашних животных на белом фоне. Как написано на самой упаковке:

Кроме самих изображений, сзади на карточке есть информация касательного каждого конкретного изображения, задания и загадки.

Первая реакция ребенка на карточки Домана — это был интерес. Сначала легкий, а затем все возрастающий и возрастающий. Смотрели мы их тогда, когда получалось и столько, сколько хотелось. В конечном счете, карточки стали неотъемлемой частью нашего распорядка дня.

Приобретено их было еще очень много, чему сопутствовал еще и наш дедушка, который скупил, наверное, все мыслимые и немыслимые рубрики в мире)

Вот, к примеру, грибочки)

Эти карточки тоже упрощенные, на них идет только изображение без какой-либо другой познавательной информации.

Все наборы карточек отличаются количеством, размером карточек и уровнем информации на самой карточке.

Аналогичные из рубрики «Грибы» еще две рубрики карточек Домана: » Фрукты» и » Овощи». Рубрики карточек повторяются, т.к. я писала выше были получены нами в подарок. Отличие у них в размерах и в качестве изображения. Наборы состоят из 20 карточек.

Вот еще несколько рубрик карточек, которые тоже идут под знаком 0+. В набор входит 30 карточек.

Самая убийственная рубрика — «насекомые». Просматривалась только с папой)

Наиболее полюбившиеся стали картинки увеличенных размеров 19,5 х16,5 см. Эти наборы также идут с пометкой 6 мес.+, в наборе 20 карточек. Идут разными рубриками: «Дикие животные», «Цветы», «Деревья», «Птицы».

Рубрика «Деревья» идет вообще очень интересной — можно изучить не только сами деревья, но и их плоды и формы листьев. Дочка после этик карточек могла различить на улице все найденные листочки.

Карточки помогут ознакомить ребенка и с понятием времени, временами года, месяцами, днями недели…

С 6 месяцев можно уже обучаться английскому…

Для изучения цифр и букв вот такие вот карточки:

Буквы, правда, нам по этим картам не пошли: алфавит мы изучили по цветному деревянному домино и благодаря песенке «А Б В Г Д Е …».

Очень красивые и яркие карточки для того, чтобы научиться счету.

Ну и заключительная рубрика карточек для более взрослых детей с пометкой 2+. Благодаря им можно обучиться сложению, вычитанию, умножению.

У меня сохранились не все аннотации и инструкции к карточкам, хотя методика их использования практически одна и та же . Приведу рекомендации касательно просмотра карточек Домана, которые имели место у меня сохранится. Мы же не действовали согласно данных рекомендаций и повели себя просто как настоящие анархисты)

образованиедетикнигимамыголосатворчество

Источник: https://golos.io/ru—obrazovanie/%40dinadiana/kartochki-domana-metodika-domana-zapiski-iz-lichnogo-opyta

Ссылка на основную публикацию