Массаж пальцев рук у детей: техника проведения для развития мелкой моторики

Массаж рук для детей для развития речи:

Показания к массажу

Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

Эффективность

Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно.

Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке.

Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка.

Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь.

Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

Правильная техника

До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.

После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

  1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
  2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
  3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.

Простые приемы:

  • сгибаем пальчиков по несколько раз;
  • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
  • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
  • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»

Игры

При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад.

Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза.

Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»

Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.

Источник: http://LechimDetok.ru/uhod/massazh-ruk-detej-dlya-razvitiya-rechi-4162.html

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики.

На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем.

Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

https://www.youtube.com/watch?v=N27HRaZB_wM

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч.

Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру.

Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.

Противопоказания к массажу рук

Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.

В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

Методы выполнения ручного массажа

Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста — своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития.

С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка.

Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

Для новорожденных детей

Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности.

Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка.

Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

Для детей от 9 месяцев

В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

Для детей старше года

Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье.

Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку.

Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

Массаж-игра

Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.

Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

Как часто следует делать массаж

Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут.

В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений.

Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

Источник: http://FiguraDoma.ru/massazh/dlya-mam-i-detej/massazh-ruk-dlya-detej-dlya-razvitiya-motoriki.html

Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: Практические приемы массажа и самомассажа — как способ развития мелкой моторики рук

Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук.

Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики.

Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для  последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Т.о. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

Вест материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения.

Проговаривание, «оричевление» деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Читайте также:  Аугментин для детей: антибиотики, инструкция по применению, аналоги цена

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию.

  1. Поза массируемого – сидя. Массирующая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
  1. Массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку.
  1. Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируется конечность массируемого.
  1. Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.
  1. Продолжительность массажа 3-5 минут.
  1. Поводить массаж можно ежедневно или через день, 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.
  1. Во время массажа можно слушать спокойную музыку.
  1. Для большей эффективности массажа, его можно сочетать с активными и пассивными движениями кистей рук.

В дошкольном возрасте, для детей с речевыми недостатками, используются разнообразные комплексы массажа и самомассажа. В своей работе с детьми я использую следующий комплекс:

1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка». На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.

https://www.youtube.com/watch?v=fLTwQdx6s1E

Гладила мама –ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

2.Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. ( мизинец)

3. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

4.Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят,  есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

5.Массаж (самомассаж). «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком  резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:

— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

6.Упражнение «Китайские шары». Ребенку дается по паре  каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук.

Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

7.Соединение одноименных пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноименных пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».

На базар ходили мы, много груш там и хурмы.

Есть лимоны, апельсины.  Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз – это самый лучший груз.

8.Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

           Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

9. Упражнение «клювы». Ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Клювов длиннее

         Не видывал я ,

Чем клювы у цапли

И журавля.

10.Упражнение «Пальцеходы». Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательные и средние пальцы ребенка «ходят» — «летают» по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как, пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Элементы самомассажа можно вводить детям с 3-х лет. Дети дошкольного возраста достаточно четко, правильно выполняют предлагаемые упражнения. Кроме упражнении самомассажа с дошкольниками, возможно, проводить кинезиологическую коррекцию.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, которые являются основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения:

1.«Кулак – ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжала в кулак. Одновременно кулак разжать, а ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиции. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.

https://www.youtube.com/watch?v=fK2zHTDHV7o

Вот —  ладошка, вот – кулак! Все быстрее делай так.

2.«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонь вверх, а левая – ладонь вниз. По мере усвоения упражнения темп движении можно ускорить.

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем и опять играть начнем.

3.  «Пальчики здороваются». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный пальцы одной руки соприкасаются с  большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4. 1-5,1-4, 1-3, 1-2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в  траве, и на ветках, и в листве, (смена рук)

И среди больших лугов мух, червей, слепней, жуков.

4.«Лягушка». (кулак – ребро – ладонь).

Три положения руки а столе или на колене последовательно сменяют друг – друга: кулак(ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка(кулак) хочет(ребро) в пруд(ладонь),

Лягушке(кулак) скучно(ребро) тут(ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы сжаты в кулак, а большой – отведен влево. Кисть правой руки с вытянутыми пальцами(ладонь вниз) прикасаются к боковой поверхности левой ладони. Потом – одновременная смена положения рук.

Вертишейки, вертихвостки не хотят носить обноски –

Им бы праздничные блестки,  да высокие прически!

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительную способность и работоспособность мышц массируемой руки, а также эластичность суставов и мышц.

Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная состовляющая сенсорного воспитания.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и речеслуховые, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и  способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы, работа полушарий.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память(словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует  изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Как уже говорилось, игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.

1 .Поглаживание.

  1. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками выпрямленных 2-5ти пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама лишь одно бывает.

Предварительно необходимо попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

  1. Круговое поглаживание ладони подушечками 2 или 3 пальцев.

Сорока – сорока, где была? Далеко.

Дрова рубила, печку топила, воду носила.

Кашку варила, деток кормила.

  1. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками 2 -5 пальцев ( от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели, летели снега

        Стелила постели большая пурга.

И было метелям совсем не до сна.

Мы утром  взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

  1. Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол кисть с растопыренными пальцами ветки).

Дунул ветер на березку, разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился, улетел, не извинился.

  1. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

        Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег.

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.

  1. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла, Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла, Потому, что Мурка – кошка.

  1. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками  пальцев противоположной руки ( пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки паука).

Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.

Если надо наутек, выручают 8 ног.

Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

  1. Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело. Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Обратить внимание ребенку на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

  1. Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.

И визжит и поет, соням спать не дает.

  1. Циркулярное растирание кистей рук (намыливание рук мылом).

Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –

Руки мой перед едой и после туалета.

  1. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

  1. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси – гуси! Га – га – га! Есть хотите? Да – да – да,

Так летите же домой. Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

  1. Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).

Кто там прыгает по крыше? Кап – кап – кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу? Кап – кап – кап.

Я усну теперь едва ли. Кап – кап – кап.

Может, кошек подковали? Кап – кап – кап.

  1. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре, на росистом серебре

Барабанит, барабанит по сосновой по коре?

Дятел петь захотел, дятел носом песню спел.

  1. Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать в деревянную кровать.

Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.

  1. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика маленькие кролики.

По утрам мы с Толиком кормим наших кроликов,

И едят морковку кролики из рук.

       Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

Таким образом, используя самые разнообразные элементы массажа и самомассажа, мы продолжаем целенаправленно развивать мелкую моторику рук, тем самым стимулируем процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/11/prakticheskie-priemy-massazha-i-samomassazha-kak-sposob-razvitiya

Как развивать пальцы рук: простые упражнения для пальцев рук

Ежедневно мы задействуем наши руки дома и на работе, отдыхая или тренируясь. И мало кто обращает внимание на их состояние и здоровье. Естественно, это вернется неприятной напряженностью и дискомфортом в кистях, хрустом суставов и другими проблемами. Не допустить всего этого помогают специальные упражнения.

Читайте также:  Налет на зубах у детей: виды, причины, как избавиться, средства, фото, видео

Как избавиться от усталости в руках?

Вы много работаете за компьютером? Вручную заполняете множество документов? Значит, вам наверняка знакома ситуация, когда в руках/кистях появляется дискомфорт и слабость. Предлагаем вашему вниманию простые упражнения для пальцев рук. Выполняя их ежедневно, вы сможете поддерживать здоровье суставов, сохраните молодость кожи и избавитесь от боли после долгих рабочих часов.

  1. Сжимайте кисти в кулак и вращайте их в разные стороны. Повторяйте упражнение десять-двадцать раз.
  2. Сожмите кулак на всю силу и подержите в таком состоянии полминуты. Разожмите. Дайте рукам отдохнуть (до минуты) и повторяйте упражнение.
  3. Положите руки на стол (подойдет и любая другая твердая поверхность). По одному поднимайте пальцы, другие держите прижатыми.
  4. Сожмите кулак. По одному разгибайте и вновь выпрямляйте пальцы. Помните, что все остальные, не задействованные в упражнении, должны оставаться неподвижными.

Это простейшая тренировка послужит великолепной профилактикой болезней суставов. Также она снимет усталость с кистей после рабочего дня. Главный плюс занятий в том, что делать упражнения для суставов пальцев рук можно даже на работе, устроив себе маленький перерыв.

Программа тренировок для повышения силы пальцев

Для многих людей (спортсмены, скалолазы) имеет значение не только здоровье, но и сила пальцев. Улучшить её помогают специальные упражнения.

  1. Вис на пальцах. Находим турник, прочную ветку дерева или другой подходящий объект. Висим 15-20 секунд, делаем несколько подходов. Тренироваться рекомендуется в перчатках. Если их нет – подкладывайте под пальцы ткань, чтобы не повредить пальцы и избежать появления мозолей.
  2. Вращение запястьями с применением утяжелителей. Подойдут гантели или другие тяжелые, но небольшие по размеру предметы, которые удобно держать в руке. Положите руку на горизонтальную поверхность, возьмите утяжелитель и начинайте упражнение. Стандартная программа – 3-4 подхода по 20 вращений, но вы ориентируйтесь на свои физические возможности.
  3. Тренировка с эспандером. Приобрести его можно в любом спортивном магазине. Модель, количество сетов и повторов подбирайте индивидуально.
  4. Сгибание пальцев со штангой. Используем нижний хват. Данная тренировка способствует укреплению мышц предплечья. Начальная позиция – предплечья находятся на ровной горизонтальной поверхности. Кисти сжимают штангу и нормально свисают над краем. Плавно и аккуратно поднимаем и опускаем штангу.
  5. Отжимания на пальцах. Отжиматься от пола можно на 5, 4, 3, 2 и даже 1 пальце. Естественно, такая тренировка пальцев рук рассчитана на более подготовленных спортсменов. Новичкам следует начинать с малого.

Соблюдайте технику. Помните простое правило – выполнять упражнения для силы пальцев рук лучше медленно, но точно!

Как улучшить мелкую моторику?

Исследования показывают, что упражнения для моторики пальцев рук у взрослых и детворы способствуют улучшению внимательности, речи, координации и даже памяти. Предлагаем несколько простых и эффективных вариантов тренировки моторики.

  1. Четки. Держим в руке и перебираем бусины.
  2. Конструктор. Отличный вариант для детей.
  3. Мозаики и паззлы с мелкими и крупными частями. Дополнительно улучшает внимательность.
  4. Сортировка сыпучих продуктов. К примеру, смешайте рис и гречку, а потом отделяйте крупы друг от друга.

Тренировка пальцев после инсульта

Инсульт – серьезный недуг, с которым сталкиваются люди любого пола и возраста. Восстанавливаться после него долго и сложно. Повседневная жизнь и привычки пациента меняются кардинально.

Единственным способом вернуть себе нормальный образ жизни является физиотерапия. Даже если болезнь не затронула двигательную активность рук, тренировки улучшат работу мозга и нервной системы.

Это важный элемент успешной реабилитации.

Конечно, упражнения для пальцев рук после инсульта, на первый взгляд, кажутся очень легкими. Но человеку, который перенес это заболевание, бывает сложно выполнять их самостоятельно. Поэтому пациентам на период реабилитации понадобится помощь родных. Врачи советуют следовать следующей программе:

  1. Подготовка. Разрабатываем руку и пальцы, растирая и массажируя каждый на протяжении пятнадцати-двадцати секунд.
  2. Ложитесь на спину и кладите ладони на грудь. По очереди разводите и поднимайте пальцы. Потом разверните ладошку и повторяйте упражнение.
  3. По одному поднимайте пальцы, делайте круговые вращения.
  4. Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
  5. Соедините руки в замок, поднимайте и шевелите пальцами (сразу всеми и поочередно).
  6. Сортировка различных предметов (крупы, разноцветные бусины и пр.). Еще одно упражнение для улучшения моторики.
  7. Сборка кубика Рубика.

Это простейшие упражнения для тренировки пальцев, выполнять которые можно и в домашних условиях. Главное делать их часто, аккуратно и терпеливо.

Упражнения для пальцев рук после перелома

Перелом – распространенное повреждение, с которым многие сталкиваются. Конечно, нельзя назвать эту травму опасной для жизни. Но пациентам все равно не стоит пускать реабилитацию на самотек. После перелома нужно уделять больше времени разработке поврежденного пальца. Существует множество техник и вариантов, способствующих скорейшему восстановлению.

Составлением программы реабилитации должен заниматься врач. Зачастую, пациенту назначат массаж, физиотерапия. Но и дома не стоит забрасывать лечение. Здесь можно делать несложные упражнения для пальцев на руках, которые позволят разработать травмированную конечность.

Положите руки на стол. Плавно поднимайте и опускайте палец. Выполняйте круговые вращения. Попытайтесь нарисовать в воздухе какую-либо картину или написать свое имя. Старайтесь двигать не кистью, а именно кончиком фаланги: так восстановить гибкость пальцев после перелома будет легче.

Упражнения на гибкость пальцев для музыкантов

Хотите научиться играть на гитаре или фортепиано? Новичкам всегда сложно правильно координировать движения пальцев. Поэтому рассмотрим хорошие упражнения для пальцев рук для игры на музыкальных инструментах.

  1. Положите руки на ровную поверхность. Одной медленно и аккуратно хлопайте по столу, а другой — рисуйте круги. Потом меняйте руки.
  2. Едва касаясь поверхности ладонями, рисуйте на столе геометрические фигуры. Делайте одновременно обеими руками. Это упражнение рекомендуется выполнять под метроном.

Занятия для самых маленьких

Упражнения для моторики пальцев рук для детей не только полезны, но и считаются обязательными для нормального развития. Они стимулируют работу мозга, улучшают внимательность, память и воображение.

Для малышей от одного года до пяти лет лучшей тренировкой станет лепка из пластилина или собирание паззлов. Для детей постарше подойдет кубик Рубика. Что касается эффективных и простых упражнений, предлагаем следующие варианты:

  1. Замешивание теста. Ребенку необходимо руками имитировать замешивание теста. Данная тренировка качественно разрабатывает кисти и пальцы.
  2. Сжимание/разжимание кулака. Малышу необходимо поочередно выпрямлять ладони, раздвигать пальцы, сжимать и разжимать их.

Чтобы игры с пальцами рук были интересны для детворы, их желательно сопровождать веселыми историями или делать все это в игровой форме (к примеру, соревнование на скорость с родителями).

Источник: https://www.SportObzor.ru/fitnes/uprazhneniya-dlya-razvitiya-palcev-ruk.html

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

https://www.youtube.com/watch?v=fLTwQdx6s1E

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности.

Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук.

Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Библиографический список

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Читайте также:  Симптомы и лечение ларинготрахеита у детей в домашних условиях: кашель, температура, клинические рекомендации

Источник: http://www.logopedmaster.ru/node/1390

Логопедический массаж рук – миф или реальность?

Наша речь — на кончиках пальцев. Чем гибче и сильнее руки ребенка, тем чище и четче речь. Данная статья о развитии мелкой моторики рук ребенка средствами точечного массажа.

Логопедический массаж рук

Простые и доступные рекомендации логопеда для родителей

Глубокоуважаемые родители!

Кончики пальцев – второй ум. Это доказывали еще античные мыслители (великий философ Кант писал, что кисть — это наружная выпуклость головного мозга).

Развитие речи ребенка зависит от развитости движений пальцев рук.

Массирование рук улучшает кровообращения всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращает уравновешенность. Помогает восстановлению многих  функций организма.

Массаж укрепляет здоровье и способствует полноценному развитию организма. Массажные процедуры можно проводить уже с 2-х месяцев. Такой ранний подход к развитию мелкой моторки средствами массажа — не даст развиться нарушениям организма, в том числе речевым.

На ладонях ребенка есть зоны, которые связанны с внутренними органами и разными частями мозга. Образно можно выразиться так: руки – это человек в миниатюре.

Массаж плодотворно влияет на здоровье детей, так же с речевыми отклонениями. Наверняка родители знают, что нужно тренировать активность рук малыша.

Для этого существуют разные развивающие игры для детей. Лепка из пластилина, конструктор, лего, аппликации из бумаги, работа с красками – такие творческие занятия способствуют не только творческому развитию личности ребенка, но очень эффективны для речевого развития малыша.

Уделять массажу хотя бы 10-15 минут нужно обязательно каждый день, тогда развитие речи будет идти быстрее. Так же массаж способствует укреплению здоровья малыша.

Результат массажа: удаляются с кожи клетки эпидермиса, улучшается кожа, увеличиваются выделение сальных и потовых желез. После массажа кожа становится мягкой. Кожа принимает участие во многих процессах организма.

Массаж играет огромную роль в здоровье человека, повышает работоспособность и стойкость мышц. При массаже области живота снижается артериальное давление у больных гипертоническими заболеваниями.

Хороший массаж успокаивающе влияет на нервную систему, оказывает положительное воздействие на вегетативные функции: кровообращение, дыхание, пищеварение и другие.

Дабы массаж доставлял лишь пользу, а не вред здоровью, и не было никаких негативных последствий, необходимо знать правила проведения массажа.

Массажирование рук включает в себя влияния на проекционные точки с помощью движений, таких как:

  • Разминание –  движения, действующие только на мышцы.
  • Пощипывание — прием массажа, при котором кожа человека захватываются между пальцами рук.
  • Поглаживание – когда рука скользит по коже и сглаживает морщины.
  • Вибрация — по массируемому участку передаются колебания с различной скоростью.

Движения при массаже:

  • Пологое поглаживание – поглаживание всей внутренней стороной ладони задней стороны кисти от концов пальцев до центра предплечья.
  •  Щипцеобразное поглаживание – поглаживание, когда массируется каждый палец отдельно, от кончика пальца к началу по задней, ладонной и боковым частям.
  •  Щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание — нежное растираем пальцами.
  •  Кольцевое и прямолинейное растирание задней и ладонной плоскости — растираем кулачком.
  •  Вибрационное и пунктированное движение – подушечками пальцев руки по задней и ладонной плоскости, от концов пальцев к запястью.
  •  Растирание каждого пальца – кольцевые и прямолинейные движения большим пальцем повсеместно.
  •  Растирание каждого пальца по всем направлениям.
  •  Спиральное растирание руки кулачком со всех сторон.
  •  Растирание левой и правой стороны, участков всех пальцев делают синхронно.
  •  Разгибание и сгибание пальцев в кулачки, движения как при растирании застывших рук.
  •  Вибрация рук либо встряхивания любого пальца.
  •  Одну ручку малыша собираем в кулачок, и начинаем с указательного пальца, легкими поглаживающими движениями разжимаем пальцы, все, кроме большого.
  •  Ручка малыша лежит ладошкой вниз, одной рукой взрослый человек закрепляет ее, а другой подымает вверх до предельного положения.
  •  Рука малыша лежит ладонью вверх, держа ее левой рукой, правой рукой взрослый попеременно сгибает пальчики.
  •  Рука согнута в локтевом суставе, рука ребенка фиксируется взрослым, второй рукой производит поочередно кольцевое движение пальцев руки малыша.

Завершаем массаж всегда нежным поглаживанием.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал
Лидия Селищева © Все права защищены

(11 понравилось, средний балл: 4,73

Источник: http://LogoPortal.ru/logopedicheskiy-massazh-ruk-mif-ili-realnost/.html

Как развить мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста

Моторика – способность организма человека выполнять последовательные движения для выполнения определенных задач. Существует два вида моторики: мелкая (тонкая) и крупная (общая).

Мелкая моторика рук – это навык выполнения мелких движений пальцами, основанный на скоординированности действий нервной, мышечной и костной систем. За развитие мелкой моторики отвечает зона головного мозга, расположенная близко к речевому центру – в связи с этим специалисты признают двигательную активность кистей и пальцев ответственной за качество речи.

Развитием мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях родители должны заниматься с его рождения. Врачами-педиатрами разработаны разнообразные методики последовательного развития, применять которые мамы и папы могут с самых первых дней жизни малыша.

Роль мелкой моторики для общего развития

Прямая связь уровня умственного развития ребенка и степени развития мелкой моторики рук давно доказана психологами и педагогами: дети с развитой моторикой обладают более развитыми нервной системой, вниманием, усидчивостью и восприятием.

Игры и упражнения, развивающие пальцы, положительно влияют на речь малыша – подвижные пальчики помогут малышу легко научиться красиво писать.

Многие родители, не осознающие, для чего нужна мелкая моторика рук ребенка, сталкиваются с проблемами при поступлении в школу. Оценивая готовность малыша к учебе, педагоги обращают внимание на:

  • умение связно говорить, логично мыслить и рассуждать;
  • степень развития воображения, памяти, внимания;
  • уровень подготовки к письму.

Всеми этими навыками обладают дети с развитой мелкой моторикой, а плохая координация движений оборачивается повышенной нагрузкой на мозг во время уроков.

Основные способы развития мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики производится постепенно, начиная с самого рождения малыша, но у разных детей процесс проходит индивидуально, своими темпами.

Специальная система упражнений и игр, улучшающих мелкую моторику, разработана педагогами отдельно для каждого возраста.

Дети от рождения до 6 месяцев

Неопытные родители ошибочно полагают, что заниматься развитием мелкой моторики у детей до года рано. На самом деле уже с рождения младенец получает тактильные ощущения, влияющие на его развитие.

В три месяца у малыша хорошо развит хватательный рефлекс, который используют для занятий. Сначала малыш тянется ручками к ярким предметам, затем начинает хватать и сжимать любую попавшуюся под руки вещь. В этом возрасте рекомендуется использовать следующие способы:

  1. Новорожденному дают пальцы, за которые он хватается. Через некоторое время малыш начинает приподниматься, держась за пальцы родителей.
  2. Как только ребенок научится держать в руке предметы, ему приобретают погремушку с волнистой поверхностью: она станет первой помощницей в развитии моторики пальцев.
  3. Малышу предлагают бумагу, чтобы он ее мял, скручивал или рвал.
  4. Хорошо помогают развивать моторику пальчиков игрушки с ребристой или пупырчатой поверхностью.

От 6 месяцев до года

В этом возрасте продолжают использовать способы раннего развития моторики, добавляя к ним следующие варианты:

  1. Сборка пирамидок с крупными деталями.
  2. Складывание кубиков.
  3. Перелистывание страниц книги.

Важно! Малышей нельзя оставлять наедине с мелкими предметами, кусками ткани, бумагой, так как они все пытаются попробовать на вкус. Это может обернуться катастрофой.

От 1 года до 2 лет

Задания для малыша усложняются. Его можно научить:

  1. Делать снежки из бумаги.
  2. Захватывать шарики из ваты или куски поролона пинцетом – постепенно мягкие предметы можно заменить твердыми и более мелкими: пуговицами, крупой, макаронами.
  3. Рвать бумагу на мелкие куски, а затем собирать их в чашку или ведерко.
  4. Нанизывать бусины или крупные макароны на веревку.
  5. Откручивать и закручивать крышки на пластиковых бутылках.
  6. Пересыпать руками мелкую крупу из одной посуды в другую.

От 2 до 4 лет

Задания постепенно начинают направлять на обучение самообслуживанию:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний.
  2. Завязывание узелков на веревке и шнурков на обуви.
  3. Установка карандашей и ручек в специальную подставку.

От 4 до 6 лет

Возраст от 4 лет – основной период подготовки ребенка к школе. Вместо погремушек и плюшевых мишек в игровой комнате должно быть больше конструкторов и наборов для творчества, состоящих из мелких деталей. Для развития мелкой моторики в этом возрасте необходимо использовать творческие задания:

  1. Лепка из пластилина, глины, теста.
  2. Вырезание фигурок из бумаги.
  3. Аппликации из бумаги, пластилина, круп.
  4. Изготовление поделок из природного материала, пуговиц, лоскутов ткани.
  5. Оригами и другие виды конструирования из бумаги.
  6. Рисование карандашами, пальчиками, штампиками из картофеля, ластика, поролоновым тампоном. Раскрашивание и рисование по трафаретам или контурам.

Занятия должны быть своевременными, непродолжительными, с положительными эмоциями. Нельзя заставлять малыша выполнять задания, которые ему явно не нравятся, или заставлять его приступать к занятиям, когда он увлечен другой игрой.

Алгоритм выполнения массажа рук у грудных детей

Массаж рук грудничка – важная составляющая развития мелкой моторики. Позднее пальчиковый массаж является обязательным элементом процедуры коррекции речи, которую проводят логопеды, если у малыша есть проблемы. В раннем возрасте проведение массажа способствует нормализации тонуса мышц и усилению кровообращения.

Манипуляции с пальчиками новорожденных проводят с максимальной осторожностью и только в то время, когда малыш находится в хорошем настроении. Мама сопровождает массаж пением, разговорами и прибаутками. Мягкие и ласковые движения проводятся в следующей последовательности:

  • мама кладет ладошку малыша на свою и выполняет мягкое поглаживание;
  • разминает каждый пальчик от основания к кончику;
  • сжимает ручку малыша в кулачок, затем аккуратно раскрывает;
  • мягко нажимает на каждую подушечку.

Такой массаж проводят во время общей процедуры или отдельно. Время занятия – 2-3 минуты.

Массаж рук у ребенка после года проводят перед организацией игры на развитие мелкой моторики для разминки и разогрева мышц рук. Техника и движения в этом случае более интенсивные:

  • ручки поглаживают от края пальцев до локтя;
  • выполняют разминающие круговые движения от кончиков пальцев к основаниям;
  • кисти рук пощипывают по краям;
  • надавливают на каждую подушечку;
  • разминают бугорки у оснований пальчиков;
  • ребром ладони выполняют рубящие движения по ладошке;
  • сгибают и разгибают каждый пальчик на руках;
  • выполняют потряхивающие движения кистями;
  • сцепляют пальчики и трут одной рукой о другую;
  • выполняют легкие поглаживания от кончиков ногтей к запястьям (как завершение процедуры).

Видом пассивного массажа рук являются задания и игры на:

  1. Складывание стаканчиков один в другой.
  2. Нанизывание бусин на веревку.
  3. Проталкивание шариков в отверстие бутылки.
  4. Укладывание монет в копилку.
  5. Рисование пальчиками по крупе или песку.

Пальчиковые игры

Применять пальчиковые игры для развития мелкой моторики можно с рождения малыша. Сначала движения пальчиков и кистей совершает мама, затем ребенок начинает понимать смысл и выполняет их самостоятельно. Пальчиковые игры для детей до года – основной способ стимулирования речевого центра.

Малышам до 6-7 месяцев делают пальчиковый массаж: мама растирает пальчики, присваивая им имена. Первые игры направлены на простое соприкосновение пальцев, круговые движения пальцами по ладони, массаж пальчиков от основания к кончику.

К 12 месяцам малыш начинает понимать смысл манипуляций – мама в это время выступает в роли инструктора, за которым малыш повторяет необходимые движения. Пальчиками изображают животных или людей, хлопают в ладоши, делают постукивания по предметам, сжимают и разжимают ладонь.

Малышу от 1 до 2 лет предлагают поиграть маленькими шариками или карандашами, перекатывая их по столу, поиграть с песком или водой, перебрать фасоль или другие крупы.

Дети старше двух лет могут включать в игру сразу две руки. Упражнения сопровождаются стихами, строчки которых предполагают разнообразные движения:

Апельсин

Мы делили апельсин! (покачиваем сцепленные в замок кулачки)

Много нас, (растопыриваем пальцы двух рук)

А он один. (показываем палец)

Эта долька для ежа, (отгибаем пальчики сжатого кулачка)

Эта долька для стрижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура! (раскрытые ладони вниз)

Он сердит на нас, беда! (грозим)

Разбегайтесь кто куда! (пальцами имитируем бег)

Улитка

Тычет рожками улитка — (изображаем “рожки” указательным пальцем и мизинцем)

Заперта в саду калитка. (тычем “рожками” в ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку, (левой рукой “открывает” калитку),

Пропусти домой улитку (правой рукой “проползает”).

Эффективны также упражнения на имитацию пальцами различных фигур или животных: ребенку показывают положение пальцев, которые он должен повторить.

Мелкую моторику рук необходимо развивать с самого рождения и продолжать занятия непрерывно. Неправильно считать, что к обучению можно приступать, когда ребенку исполнится 4 года, и встанет проблема подготовки к школе. Чтобы малыш был развитым, ловким, успешным в будущем, родители должны постоянно уделять внимание рекомендованным в этой статье упражнениям и играм.

Источник: https://babyke.net/rebenok/razvitie/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию