Как научить ребенка чтению: методики жуковой, зайцева, узоровой-нефедовой

Методика Зайцева, или как научить ребенка читать всего за 4 занятия

Вопрос о том, когда стоит приступать к обучению чтению, начинает беспокоить современных родителей не в преддверии первого класса, а гораздо раньше. Такие настроения поддерживают методики раннего развития детей.

Они опираются на тот факт, что у малышей процесс роста их головного мозга происходит довольно интенсивно, поэтому стимулировать когнитивную деятельность ребенка крайне необходимо. К раннему обучению детей также подводят довольно высокие требования приема в начальную школу.

К поступлению в первый класс необходимо освоить написание букв, простых слов, счет до десяти, а также беглое чтение. Если начать постигать азы всего этого за год до поступления в школу, есть риск не успеть. Поэтому продвинутые родители предпочитают заниматься с малышами как можно раньше.

Для обучения чтению некоторые из них обращаются к одному из самых эффективных способов, который известен под названием «методика Зайцева».

Педагог Николай Зайцев и его кубики для чтения

Николай Александрович известен как российский педагог дошкольного и начального образования, создавший свою систему освоения навыков чтения путем доработки, так называемого, метода складов Льва Толстого.

В основе его методики:

  • Системность,
  • наглядность,
  • учет физиологических особенностей ребенка,
  • развитие мышления по дидактическому принципу.

Зайцев отказывается от традиционного подхода к обучению чтению, когда ребенка учат воспроизводить слова путем слияния различных букв, и строит свою методику на основе слияния складов или неделимых единиц речи, что, по его мнению, более эффективно для детей. Именно склады помогают малышу использовать звуковые сочетания, максимально соответствующие живой речи.

Само обучение, по Зайцеву, должно проходить в игровом формате, что для ребенка также является наиболее естественной и гармоничной формой постижения окружающего мира и знаний о нем.

В ходе получасового урока ему позволяется проявлять любую активность: сидеть, стоять, лежать, ползать.

Это помогает сохранять интерес малыша к занятию и не перегружает его.

Подробнее о своей методике рассказывает сам автор в видео ниже:

Методический и игровые пособия

Главным инструментом в обучении чтению в системе Зайцева являются игровые кубики, на каждой стороне которых даются отдельные склады.

Этот прием позволяет детям не только с легкостью составлять слова, но и помогает систематизировать получаемую в ходе занятия информацию.

Так же кубики отличаются по наполнению, размеру и цвету для того, чтобы задействовать сенсорику ребенка.

К примеру, их разноцветные стороны призваны помочь уяснить такое сложное для понимания детей явление, как мягкость и звонкость согласных звуков, почувствовать разницу между согласными и гласными. А самые маленькие с помощью содержимого кубиков смогут тренировать восприятие слуха.

Главное обучающее пособие методики Зайцева — кубики со складами

Автор методики предлагает также к использованию различные методические таблички и обучающие игры.

Процесс обучения на практике оказывается настолько простым, что даже четырехлетку можно обучить чтению всего за 2 недели.

Как убежден автор методики, заниматься по ней могут и полугодовалые детки, и дошколята, и первоклассники.

Самые маленькие уже по итогам нескольких практических уроков демонстрируют навыки и чтения, и говорения параллельно.

Методика Зайцева для овладения счетом и английским языком

Метод Николая Александровича подходит не только для чтения. Базируясь все на тех же принципах, были разработаны программы для обучения основам математики и английского языка.

Пособие Зайцева для счета

Программа для математики получила название «Стосчет», ее ключевая задача – научить малыша различать числа от 0 до 99. Достаточно немного практики, чтобы ребенок смог определить число до сотни, научился складывать и вычитать.

Здесь главными инструментами являются наглядные карточки, а также столбик и лента с числами.

Простота обучения, наглядность, игровой формат помогают постичь основы математики с удовольствием и без лишних нервов.

Кубики Зайцева для изучения английского языка

В изучении английского языка помогают все те же кубики, раскрашенные в разные цвета.

Они дают ребенку представление о строении английского слова и предложения, учат высказываться на иностранном языке. Кроме того, для детей создана система таблиц, дающих описание грамматических основ.

Эта методика подойдет не только малышам, но и их родителям.

Оценки специалистов и отзывы пользователей

Методика Зайцева получила высокую оценку в кругу профильных специалистов: ученых-педагогов, дефектологов, логопедов, преподавателей дошкольного образования и др. На сегодняшний день его методические пособия применяются в сотнях образовательных учреждений по всей стране. Николай Александрович признается коллегами как один из крупнейших теоретиков в сфере отечественного образования.

Но, как и любая методика, концепция Зайцева имеет свои преимущества и недостатки. Информация о них взята из открытых источников, поэтому стоит принять во внимание субъективность оценок пользователей.

Преимущества

  1. Быстрое обучение навыкам беглого чтения.
  2. Короткие циклы обучения. Хорошо систематизированный наглядный материал позволяет обучиться чтению всего за несколько занятий (4-6).
  3. Быстрое постижение основ орфографии.

  4. После первых уроков возможно самообучение.
  5. Быстрое и качественное развитие устной речи.
  6. Стимулирование мелкой моторики, о важности которой для развития ребенка можно почитать здесь.
  7. Развитие логики.

Недостатки

  1. Для освоения навыка чтения по Зайцеву ребенку необходимо запомнить гораздо больше информации, чем требуется при традиционном методе, для которого достаточно выучить алфавит.
  2. Возможные сложности при соотнесении методов обучения при поступлении ребенка в школу.

  3. Игровой формат не дает возможности осуществлять системное и спланированное обучение, не способствует развитию дисциплины.
  4. Возможны сложности относительно употребления склонений, поскольку методика Зайцева не дает представления о падежах.
  5. Стоимость пособий.

Заключение

Конечно, делать выводы о том, насколько подходит методика конкретному ребенку нужно на личном опыте по результатам практики.

Для тех родителей, кому методика Зайцева показалась интересной, порекомендуем познакомиться с книгой Николая Александровича «Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей».

Она поможет сразу снять ряд вопросов и правильно организовать процесс обучения.

Источник: http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-zajtseva-ili-kak-nauchit-rebenka-chitat-vsego-za-4-zanyatiya.html

Гленн Доман, Зайцев или Жукова — какая методика обучения чтению самая лучшая?

Гленн Доман, Николай Зайцев и Надежда Жукова – специалисты, ставшие известными, благодаря разработке эффективных систем обучения чтению. Их методики – особенные. Они во всем отличаются друг от друга и, вместе с тем, работают – каждая сама по себе. О чем следует знать при выборе методики обучения чтению?

Изобретение Домана, или обучение чтению по методике «whole-word»

ГленнДоман – человек, имевший медицинское образование и не имевший педагогического. Пытаясь помочь своим маленьким пациентам с поражениями мозга, он задействовало бучение чтению целыми словами и получил потрясающие результаты. Разработанная для специфической и англоязычной аудитории, метода Домана имеет ряд особенностей.

Система показала себя неприменимой к русскому языку с его структурной изменчивостью слова. Кроме того, обучение чтению по карточкам ассоциативно.

При чтении дети обращают внимание на смысловое значение слова и выдают похожий, но не всегда точный, результат: девочка вместо ребенок, машина вместо автомобиль. Работа с экспериментальным классом в американской школе так и не дала результат.

За период обучения в течении школьного года, ученики не освоили домановское чтение без ошибок.

Обучение чтению по Доману – почему «Нет»?

Можно понять основателя методики, который стремился обучить больных детей любым способом и дать им шанс на социальную жизнь.

Так, например, родители детей-даунов считают, что методика обучения чтению Домана– лучшее, что придумано для их малышей.

А как обычные детишки? Отрицание буквы, как важнейшей единицы печатного текста, определяет «whole-word» в разряд методически безграмотных систем.

Кроме того, обучение чтению по методике Домана не годится для книг с непривычными шрифтами. А чтение рукописного текста вообще представляется невозможным. То же относится и к словам с ошибками – далеко не всегда абонент пишет грамотно. В любом случает, взрослый человек должен знать буквы. И это подтверждают исследования специалистов.

Ученые рассматривают алфавит, как некий код, способ передачи гигабайтов информации. Современный человек, активно познающий мир, пользуется всеми источниками печатных текстов: книгой, газетами, электронными носителями.

Умение читать быстро и, как говорится, качественно, основано на способности видеть смысл в каждой букве. И это вдвойне справедливо, даже если не говорить о формулах, а просто вспомнить паронимы (интернет и интернат).

«Что вы скажете о кубиках имени Зайцева?»

Работая преподавателем русского языка с трудной аудиторией – индонезийскими офицерами – Николай Александрович Зайцев изобрел много новаторских способов обучения чтению и ввел в русский язык понятие «склада».

Наблюдая различные явления родной речи, автор методики обучения детей чтению обратил внимание, что первое словечко малыша произносится складами: МА-МА, ПА-ПА. Отсюда вывод: говорить складами ребенку легче.

Следовательно, и читать тоже.

Вернувшись на родину, педагог-новатор  обратился со своими наработками к совершенно неожиданной аудитории —  детям младшего дошкольного возраста. Методика обучения чтению Зайцева стала чрезвычайно популярной.

Сам автор определил, что его система работает, начиная с двухлетнего возраста ребенка. Но оказалось, что детишки с различными нарушениями тоже получают пользу.

Аудитория Зайцева пополнилась слабослышащими и слабовидящими ребятами, малышами с ОЗР, ЗРР и даже карапузами с такими диагнозами, как аутизм и глухота.

Методика Зайцева – одна из наиболее доброжелательных к детскому здоровью систем. Размер букв и игровой стиль занятий оберегают детское зрение. А свободное перемещение по комнате и возможность вести себя непринужденно разгружают позвоночник.

Методика обучения ребенка чтению Николая Зайцева имеет некоторые методические недостатки. Например, упущена тема фонетического анализа слова. Кроме того, серьезным минусом можно считать то, что «кубики» идут вразрез со школьной системой. То есть, переучивание малыша по звуко-буквенной методе неизбежно.

Логопедический букварь Жуковой – методика ХХI ВЕКА?

Оказывается, привычный Букварь может удивить. Учебник для юных читателей, составленный Жуковой Н.С., традиционен. И, вместе с тем, в нем много нового. Методика обучения чтению Надежды Жуковой основана на более чем тридцатилетнем опыте  действующего логопеда. Это как раз тот случай, когда ученая степень подтверждается практикой, знаниями и уверенностью в эффективности приемов обучения.

Как построен Букварь Надежды Сергеевны? Методическая справка, с которой начинается книга, написана специально для родителей маленьких учеников.

Из нее папы и мамы узнают, как организовать занятия так, чтобы увлечь чадо и не нарушить главный принцип педагогики «Не навреди!».

Каждая страница пособия сочетает обучение чтению «по Жуковой» и  методический ликбез для взрослых. И представляет поурочный план для родителей.

Книга организована по принципу «от звука к букве», «от буквы к слогу и предложению».  В комплекте с учебником, Надежда Сергеевна рекомендует использовать магнитную азбуку.

Обучение «по Жуковой» – чтение без проблем?

В основу учебника  Н.С. Жуковой положен звуко-буквенный метод, являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить другого.

Методика обучения чтению дошкольников «по Жуковой» отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику (предупреждение) недостатков чтения и речи.

При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько правил:

  • не увлекайтесь пропеванием звуков;
  • при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами необходимо делать паузу;
  • при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова – предлоги и союзы;
  • используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в соответствии с образовательной целесообразностью книги.

Методика обучения чтению «от звука к букве» оправдана структурой русского языка.

В отличии от английского, в котором при чтении слов необходимо соблюдать много условностей, для русского языка справедлив принцип «как вижу — так и читаю».

Некоторые случаи исключений (выпадение согласной: лестница =[л’эсн’ица] и чтение гласных, не стоящих под ударением) не мешают воспринимать текст. А ошибки не ведут к искажению смысла.

Ученые заметили интересную зависимость интеллекта ребенка от алфавита. Некоторые исследователи даже считают, что в младшей школе умственное развитие школьника определяет знание букв.

Методики обучения чтению дошкольников от Домана, Зайцева и Жуковой невозможно сочетать. Поэтому, родители должны сделать правильный выбор еще до того, как «испортят» ребенка. Ведь, как известно, переучивать маленького дошкольника сложно и неправильно с точки зрения методики, психологии, да и просто гуманности.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1194-glenn-doman-zajtsev-ili-zhukova-kakaya-metodika-obucheniya-chteniyu-samaya-luchshaya.html

Оригинальный и интересный способ научить ребенка читать — кубики Зайцева: методика обучения, игры и упражнения

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их.

Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

<\p>

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия.

Читайте также:  Виды массажа для лечения и профилактики болезней у детей

Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения.

Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении.

Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков.

Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

https://www.youtube.com/watch?v=6Lw6arx1tWc

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева.

Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/kubiki-zajtseva.html

Букварь, сочетание традиционной и оригинальной логопедической методик. Н.С.Жукова – отзыв

Букварь покупала сама. Выбирала из того, что было в магазинах. Уже хотелось, чтобы ребенок мой потихоньку начинал подходить к процессу чтения.

В три года уже знал все буквы, цифры, фигуры. Так что, позднее для нас начать читать уже было актуальным.

Купила этот Букварь (автор Н. С. Жукова). Сейчас в продаже есть и магнитные доски, и другие дополнительные книги по методике данного автора. Но мы ограничились только букварем (магнитная доска (даже две, кому интересно – вот отзыв об одной и о другой магнитной доске) и буквы у нас есть в другом варианте).

  • Книга большого формата. Обложка яркого зеленого цвета, глянцевая. Странички тонкие, есть вероятность их порвать (с ребенком-то!).
  • Одна из главных особенностей букваря – это наличие методических рекомендаций в нем для родителей, которые будут заниматься с ребенком по этой книге. Согласитесь, ведь, чтобы обучать самим своего собственного ребенка, нужно еще и знать, как правильно это сделать. Наверняка, мало кто из нас помнит, как он учился читать. Поэтому такого рода рекомендации и указания автора совсем не лишние. Они чаще встречаются на первых страницах букваря, а потом совсем исчезают за ненадобностью.
  • В начале книги есть обращение к родителям, где автор букваря дает несколько общих советов по обучению чтению малышей.
  • Рассмотрим книгу подробнее.

Букварь начинается с буквы “А”. Каждая страничка или разворот знакомят с очередной буквой или содержат задания, которые направлены на формирование навыка чтения.

Одним из важных этапов в обучении чтению является чтение открытого слога.

На этом этапе можно использовать схему, которую предлагает автор.

Это дорожка от одной буквы к другой “М→А” (МА) (произносим плавно, тянем звук, передвигая при этом палец по дорожке от одной буквы к другой, таким образом учимся читать первые слоги).

Здесь нужно остерегаться ошибок! Нельзя допускать побуквенного чтения слогов (“эМ”, “эР” и т.д.), иначе ребенок потом так и будет читать “эМ-А-эМ-А” вместо плавного и правильного “МА-МА”.

Далее, когда ребенок уже будет свободно читать подобные слоги, можно будет читать уже слоги из трех букв (сма-, сла-).

Параллельно проводим звуковой анализ слога.

То же самое и со звуками.

Так постепенно и происходит обучение.

Помимо этих моментов в букваре текст организован по вертикали и горизонтали (учим читать столбики и строчки), есть большое количество картинок, которые помогут малышам дополнительно.

Есть небольшие рассказики с вопросами к тексту или просто ряд вопросов к иллюстрациям. Также можно встретить правила, которые надо соблюдать в жизни, они выделены в рамочки (беречь лес) и т.д.

В зависимости от того, какой текстовый материал дается, он выделен по-разному. Самое начальное знакомство с буквами дается в очень большом кегле (размере шрифта). Название рассказов выделены красным цветом. Где-то используется жирный шрифт. Гласные буквы (в качестве буквицы в начале страницы) выделены красным цветом, а согласные – синим.

В общем, букварь очень хороший! Он действительно поможет взрослому обучить малыша навыкам чтения.

  • От себя могу дать небольшой, но очень полезный совет написать на бумажках слова печатными буквами и приклеить их аккуратно (скотчем) к предметам в доме. Например, СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ и т.д. Это очень поможет ребенку и привыкнуть к зрительному образу слова, букв, он будет лучше запоминать правильное его написание и учиться читать его.

Я так додумалась сделать сама, а потом мельком где-то видела, что это одна из методик в обучении чтению.

Так ребенок и благодаря моим приемам, и этой книге, и имеющейся дома магнитной доске с буквами быстро освоился и научился читать, а теперь еще пишет слова и даже целые предложения печатными буквами вовсю (а ему только 5 лет).

Букварь рекомендую! Очень замечательный!

Рекомендую:

!!! Дополнение от 25.04.2015

Вот еще один важный момент в нашем процессе обучения чтению могу добавить:

  • сначала читаю (слоги, слова) и слежу своим пальцем сама (ребенок наблюдает и слушает);
  • потом читаю сама, но слежу пальчиком ребенка (сама передвигаю его руку в процессе чтения);
  • затем читаю сама, а ребенок сам передвигает пальчик по строчкам (можно читать вместе);
  • ребенок сам читает и ведет пальчик по строчкам.

Всем удачи!

Источник: https://irecommend.ru/content/kak-nauchit-rebenka-chitat-ochen-prosto-s-etim-bukvarem-syn-nauchilsya-etomu-bystro-malenkii

Обучение чтению по букварю Н.С. Жуковой

Обучение чтению – это сложный процесс. Многие родителя подходят к делу формально. Это приводит к тому, что ребенку приходится одно и то же повторять несколько раз, а результата нет. Кажется, что ребенок не проявляет интереса. Но стоит немного отвлечься от себя и посмотреть на это со стороны детей:

  1. Умение читать говорит о том, что это уже взрослый ребенок. Действительно ли он готов к этому?
  2. Чтение – новый вид деятельности. Без мотивации трудно ежедневно заниматься и усваивать новую информацию. У ребенка нет понимания ответственности, это придет постепенно. Сейчас же он мыслит категориями: интересно, не интересно.
  3. Нельзя усугублять процесс обучения криками и оскорблениями. Такой подход может отбить желание учиться дальше. Потом будет сложно наладить контакт и продолжить обучение.

Когда можно начать?

Не спешите обучать детей чтению как можно раньше. Всему свое время. Если для нас чтение – это просто, то для них – нечто новое. Начинайте тогда, когда ребенок уже отлично выговаривает все звуки, четко формулирует мысли. А также сам проявляет интерес к книгам: рассматривает картинки, рассуждает и комментирует увиденное, задается вопросом что же здесь написано.

Читайте также:  Клещевой боррелиоз у детей: причины, симптомы, лечение, профилактика

Также важен слух. Если отделять звуки друг от друга не получается, значит, еще не время для букваря. Любые нарушения речи следует исправлять в первую очередь до начала обучения, так как ребенок может неправильно заучить буквы.

В связи с тем, что при обучении чтению слог выделяется как целая единица, то перед началом обучения необходимо научить ребенка чувствовать ритм слова. Начинать можно с простукивания в ладоши слов по слогам: сначала 2 слога, затем 3 слога, а только потом 1 слог (это иногда бывает трудно детям), далее 4-5-6 слогов. 

Учиться можно уже с 4-5 лет. Но здесь важно внимательно следить за процессом. Если малыш нервничает и не может запомнить больше 10 букв, то стоит притормозить. Перерыв может продлиться до года. Потом вы увидите, что все дается гораздо легче.

Какую методику выбрать?

Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Все они эффективны, если верить рекламе. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить тип малыша: как он легче усваивает материал и уже в соответствии с этим выбирать.  В садике малыш может пройти тест, где вы найдете правильный ответ.

Сейчас же мы поговорим о букваре Жуковой Н. С., по которому учатся уже многие годы. Данная методика известна не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Популярность букваря так велика, что во многих школах выбирают именно эту систему обучения. Букварь основан на многолетнем опыте логопеда и педагога Надежды Сергеевны Жуковой. 

Букварь Жуковой

Методика Жуковой очень проста. В ее основе лежит традиционная система обучения русскому языку в сочетании с собственными оригинальными находками, позволяющими предупредить ошибки на этапе обучения.

Методика позволяет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы.

Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается.

В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо.

Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах.

В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением.

Букварь можно купить любого формата. Есть книги больших размеров для занятий дома и маленьких, чтобы можно было взять с собой в дорогу. Но главная особенность в самой методике.

Для многих проблема – объединение двух букв в слог. Ребенок не может сказать его правильно и просто произносит буквы отдельно. Здесь же четко проговаривается, что малыш должен тянуть первую букву и медленно переходить на вторую.

А реализованно это с помощью “бегущего человечка по дорожке”: пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву.  Именно этот способ набирает большее количество положительных отзывов.

Еще один плюс в удобном форматировании текста. Даже слова в готовых предложениях поделены на слоги. Так ребенку легче начать читать. Множество столбцов и строк со слогами дают возможность тренировать скорость чтения.

Азбука или букварь

На этапе выбора методики обучения ребенка чтению необходимо понимать разницу между букварем и азбукой. На первый взгляд, разницы никакой. Но если разобраться, то отличий очень много.

С ее помощью можно развлекать еще маленьких малышей. Азбуку можно начинать разбирать с 3-4 лет. Знание букв поможет более быстрому обучению чтению, но может и помешать. Один из основных принципов при изучении букв на ранних этапах – это правильно называть согласные буквы, без призвука гласной.

Уже с минимальным набором изученных букв ребенок может начать читать небольшие тексты. Такая работа сложнее и поэтому важно чтобы ребенок был к этому готов. Чаще всего за букварь берутся в 4-5 лет.

Руководство для родителей

Чтобы помочь своим детям быстро и качественно освоить букварь Н.Жуковой, нужно придерживаться ряда правил:

  1. Не пренебрегайте инструкциям и советами. Главное, постарайтесь донести до малыша то, что от вас требуют.
  2. Не устанавливайте точное время занятия. Будет лучше, если ребенок сначала будет просто получать удовольствие от учебы.
  3. Следите за темпом обучения. Когда процесс застопорился, нужно сделать перерыв. Возобновить работу можно через пару месяцев.
  4. Если ребенок визуал, то можно приобрести магнитную азбуку. На ней ребенок будет выкладывать слоги и слова. Такой метод поможет быстрее освоить чтение.

Постарайтесь сделать все, чтобы эти первые шаги стали максимально интересными и счастливыми. От этого зависят будущие стремления ваших детей.

Источник: https://myintelligentkids.com/obuchenie-chteniyu-po-bukvaryu-zhukovoj

Учим читать. Обзор методик

Занимаясь с ребенком, развивая его и обучая, родители часто ставят перед собой цель научить малыша читать.
Кто-то хочет потешить свое самолюбие и хвастать перед подружками гениальным чадом, кто-то просто подготовить малыша к школе.

Так или иначе, родители сталкиваются с массой вопросов. Например. Когда начинать обучение чтению? Как определить готов ребенок учиться читать или нет? Какую методику выбрать для обучения ребенка чтению? Какая методика обучения чтению самая эффективная?

Начать стоит с цели. Для чего учить ребенка читать? Самая неблагодарная цель – это «сделать» из ребенка гения. Потому что родитель слишком рьяно старается научить ребенка читать, и часто получает прямо противоположный результат. Дети — это люди, (как не странно)) а все люди индивидуальны. У каждого ребенка свои темпы развития, свои способности и возможности. Отсюда следующий вопрос.

Как понять, что ребенок готов учиться читать? Малыш должен проявить интерес.

Но, прежде всего, ребенок должен уметь читать буквы, т.е. должен знать какой звук соответствует каждой букве. Чтобы вызвать у ребенка интерес, читайте вывески, когда идете по улице. Одни и те же, ежедневно, превратите это занятие в игру, потом малыш будет просить прочитать новые. Во время чтения книги следите по строчкам пальцем, вскоре ребенок начнет вам помогать.

Можно пробовать заниматься с малышом по различным методикам обучения чтению для раннего развития. Смена методического материала и разнообразие действий, в различных методиках, все это формируют интерес к чтению.

Но не переусердствуйте, развивайте своего малыша в комфортном для него темпе, не принуждайте к занятиям иначе интерес пропадет, и все ваши старания пропадут зря.

Какую методику обучения чтению выбрать для ребенка? Спросите вы.<\p>

Обзор самых популярных методик обучения детей чтению

1. Фонетический подход. Буквари и книги для чтения

Многих из нас учили читать по букварю вполне успешно в возрасте 6-7 лет. Успешность такого обучения объясняется возрастными способностями. Дети шести семи лет уже обладают первоначальными навыками анализа и обобщения, на которых строится этот метод обучения чтению.

Но есть и исключения, некоторым ребятишкам в возрасте 3-5 лет легко удается научиться читать, так сказать на слух, улавливая звуки и сопоставляя их с нужной буквой. Для таких ребят методика обучения чтению по букварю идеально подходит. Большой плюс этой методики в минимальных затратах времени на подготовку к занятиям.

Методика обучения чтению Жуковой Н.С

На сегодняшний день самой популярной методикой обучения чтению детей по букварю является букварь и азбука Жуковой Н.С. Методика разработана логопедом практиком сохраняет традиционный принцип обучения чтению – от простого к сложному.

Но благодаря примененному опыту логопеда делает возможным обучение чтению детей двух, трех лет. Каждый букварь или книга для чтения содержат подробнейшие рекомендации для родителей, а цена букваря делает эту методику доступной каждому родителю.

2. Обучение чтению по складам. Кубики Зайцева Н.А

Обучение чтению детей по складам не ново, еще Лев Николаевич Толстой в своих трудах призывал к такому принципу обучения чтению. Николай Александрович Зайцев педагог с колоссальным опытом обучения чтению не только дошкольников, но и взрослых иностранных граждан. Его методика — результат этого опыта.

Складами Зайцев Н.А. назвал сочетания гласной и согласной, согласной и мягкого или твердого знаков или одну букву. Он заметил, что если малыша спросить на какую букву заканчивается или начинается слово, он ответит сочетанием звуков, например, слово «кошка», начинается на «ко», заканчивается на «ка».

Методика обучения чтению по слогам считается более естественной, в отличии от традиционной фонетической. Поэтому ее применяют для обучения чтению детей раннего возраста. Занятия по этой методике напоминают веселую подвижную игру и очень нравятся как малышам, так и ребятишкам младшего школьного возраста.

Для обучения чтению по методике Н.А. Зайцева в домашних условиях придется очень постараться, чтобы сделать все кубики, или раскошелиться и приобрести готовые. Последователи этой методики обучения чтению Воскобович и его «Складушки», пособия Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.

3. Методика Глена Домана

Изначально методика была разработана для обучения чтению детей страдающих умственной отсталостью. Медики искали способ активизировать деятельность головного мозга больных детей. Самым успешным оказался метод обучения детей чтению изобретенный медиками под руководством Глена Домана.

Основной принцип этой методики – это обучение чтению не по буквам, слогам или складам, а через слово целиком! На белых карточках красными буквами пишется целое слово, карточка показывается ребенку и слово произносится вслух.

Один урок длиться меньше минуты, но провести таких уроков нужно пять шесть в день с разными карточками — словами. Увидев много таких карточек, ребенок сам выводит для себя правила чтения и, таким образом, учится читать любые слова.

Подготовка материала для обучения чтению, т.е. карточек со словами, целиком ложится на плечи родителей и требует от них большого упорства, терпения и фантазии для придумывания новых слов.

Как показал опыт многих родителей и учителей метод обучения чтению по методике Домана для русскоязычных детей не эффективен. Одной из частых проблем было то, что дети научившись узнавать слова на карточках, не могут прочесть его, если оно написано другим шрифтом или цветом или на другой бумаге.

Выбор методики обучения чтению очень важен и ответ на вопрос по какой методике лучше учить ребенка читать очень сложен. На просторах интернета вы врядли найдете ответ. Вы должны сделать выбор самостоятельно опираясь на предоставленные плюсы и минусы различных методик.

В статье представлен лишь краткий обзор самых популярных методик на сегодняшний день. Сделать правильный выбор методики обучения чтению для своего ребенка не просто, ведь переучивать потом будет куда сложнее и небезопасно для психики ребенка. Возможно не стоит торопиться, ведь в школу в России идут в 7 лет, а если вашему ребенку всего 3 или 4 или 5, разрешите ему побыть малышом!

Источник: http://DetskiyStih.ru/article/obzor-populyarnyh-metodik-obucheniya-chteniyu-detej-mladshego-vozrasta.html

Методика Зайцева или учимся читать

 Существуют различные методики раннего развития детей, это и методика Марии Монтессори, и система Дьенеша, и методика Глена Домана, и многие другие.

Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

Николай Александрович Зайцев

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению  Николая Зайцева.

Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны  во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

  • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок  “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
  • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.

Склад – что это?

Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

Что такое кубики Зайцева?

Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

Кубики подразделены по нескольким признакам:

  1.  большие (кубики с твердыми слогами)
  2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
  1. золотые (кубики с гласными),
  2.  Железные (кубики со звонкими складами),
  3.  Деревянные (кубики с приглушенными складами),
  4.  деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
  5.  железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.
  •        Кубики одинарные и двойные.
  •        Белый кубик со знаками препинания на нем.
  •       Кубики различаются по весу.
Читайте также:  Увеит у детей: причины, симптомы, лечение, препараты, операция

Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

Какие отличительные особенности методики Зайцева?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого. 

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!

С уважением, Ирина Гаврилик!

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-zajtseva-ili-uchimsya-chitat

Эффективные методики ☀ обучение чтению дошкольников ☀ Советы педагогов

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Дети гордятся умением читать

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».

Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс  и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики  следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).Магнитная азбука Н.С.Жуковой
  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» — эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

Надо убедиться, что малыш готов к обучению

  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор.

    Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.

  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.

  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.

  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения.Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов — маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику.  А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Обложка книги Масару Ибуки

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Источник: http://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-bystro-i-pravilno-nauchit-chteniyu-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию